Рабочая программа ОБЖ 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малодорская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФГОС ООО
на 2023-2024 учебный год

Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности
Класс – 7
Учитель Кушников Юрий Александрович
Категория – 1
Составлена на основе авторской программы предметной линии учебников под
редакцией Ю.Л.Воробьёва Москва 2012 год.

Используемый учебник
ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов[и др.]; под. ред.
Ю.Л. Воробьева. – Москва; Дрофа Астрель , 2016. – 143 [1] с.: ил.

С. Малодоры 2023 год

Содержание учебного предмета
Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их
последствий.
Введение. Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон Российской Федерации «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Чрезвычайная ситуация. Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС. Система мер защиты
населения от различных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
- Чрезвычайная ситуация природного характера. Классификация опасных природных
явлений: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), магнитные бури,
геологические (обвалы, оползни, сели, карстовые провалы и т.д.), метеорологические
(бури, ураганы, смерчи, шквалы, крупный град, засухи, метели, пыльные бури и т.д.),
морские гидрологические явления (цунами, обледенение судов, интенсивный дрейф льдов
и т.д.) и гидрологические явления (наводнения, паводки и т.д.), природные пожары
(лесные, торфяные и др.).
- Наводнения и причины их возникновения. Историческая справка о наводнениях
различного масштаба на территории России. Анализ территорий и площадей,
оказывающихся в зоне затопления или подтопления. Понятия «наводнение», «половодье»,
«паводок», «затор», «зажор», «ветровой нагон». Наводнения при прорывах плотин.
Классификация наводнений: по повторяемости, по размерам и по наносимому ущербу, а
также по площади затопления, продолжительности затопления, скорости подъема уровня
воды. Оценка наводнений по максимальному уровню подъёма воды. Анализ характера
наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся).
- Поражающие факторы наводнений и их последствия. Понятия «затопление»,
«подтопление», «первичные поражающие факторы», «вторичные поражающие факторы».
Размеры последствий наводнений.
- Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время
наводнений. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные
предупредительные мероприятия. Прогнозы наводнений (краткосрочные и долгосрочные,
локальные и территориальные). Правила поведения при поступлении сообщения о
наводнении и начале эвакуации. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы
людей при наводнении, первая необходимая помощь.
– Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Основные понятия и
классификация этих метеорологических явлений. Понятия «ветер», «направление ветра»,
«скорость ветра», «сила ветра», «шкала Бофорта», «ураган», «смерч», «торнадо», «буря».
Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Погода и климат. Циклон и антициклон.
Районы России и мира, где наиболее часты опасные метеорологические явления.
Названия ураганов.

– Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия.
Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий.
Возможные травмы людей при ураганах, смерчах и бурях, первая необходимая
помощь.
– Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия
населения при угрозе и во время ураганов, бури, смерча, пыльной бури, метели.
Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные
мероприятия. Прогнозы опасных метеорологических явлений. Правила поведения при
поступлении сообщения о приближении опасного метеорологического явления.
– Землетрясения и причины их возникновения. Понятия «землетрясение», «очаг
землетрясений», «гипоцентр», «эпицентр». Типы землетрясений (тектонические,
внутриплитовые,
вулканические).
Сейсмограф.
Основные
характеристики
землетрясений.
Магнитуда.
Шкала
землетрясений
(Рихтера,
Меркалли).
Характеристика проявлений землетрясения. Сейсмические области мира и территории
Российской Федерации.
–Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Первичные и вторичные
поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей
при землетрясениях, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству.
– Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во
время
землетрясения.
Заблаговременные
предупредительные
мероприятия;
оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы землетрясений. Правила
поведения при поступлении сообщения о возможном землетрясении.
- Цунами и причины их возникновения. Понятия «цунами», «подводные
землетрясения», «вулканические извержения». Оценка силы цунами. Наиболее
крупные цунами в XX-XXI вв.
- Поражающие факторы цунами и их последствия. Первичные и вторичные
поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей
при цунами, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека.
- Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время
цунами.
Заблаговременные
предупредительные
мероприятия;
оперативные
предупредительные мероприятия. Прогнозы цунами. Правила поведения при
поступлении сообщения о возможном цунами.
- Обвалы, оползни и сели и причины их возникновения. Понятия «обвал»,
«оползень», «сель», «грязевой сель», «водокаменный сель», «грязекаменный сель»,
«сейсмосели», «лахары», «селевой бассейн». Характеристики обвалов по мощности, по
масштабу. Условия возникновения опасных геологических явлений.
- Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия.
Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий.
Возможные травмы людей при проявлении опасных геологических явлений, первая
необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека.

- Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения
при угрозе и во время оползней, обвалов и селей. Заблаговременные
предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия.
Прогнозы оползней, обвалов и селей. Правила поведения при поступлении сообщения
о возможном проявлении геологических явлений.
- Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Понятия «природный
пожар», «лесной пожар», «низовой пожар», «верховой пожар», «торфяной, подземный
пожар», «огненный шторм». Характеристики пожаров. Классификация лесных и
торфяных пожаров. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров.
Пожароопасный сезон.
- Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия.
Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий.
Возможные травмы людей при лесных и торфяных пожарах, первая необходимая
помощь. Возможный ущерб хозяйству человека.
- Мероприятия по защите от лесных и торфяных пожаров. Действия населения при
угрозе и во время пожаров. Заблаговременные предупредительные мероприятия;
оперативные предупредительные мероприятия. Правила поведения при обнаружении
очагов возгорания в лесу и на территории распространения торфяников. Методы
борьбы с пожарами. Косвенные методы тушения пожара. Противопожарная
профилактика.
Общие рекомендации по поведению при опасных явлениях природы.
Подведение итогов. Систематизация и анализ полученных знаний и навыков по
разделу курса «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита
населения от их последствий.
– Сигналы оповещения и порядок действий.
– Номера телефонов вызова дежурных служб помощи, единый номер вызова
экстренных оперативных служб «112».
– Правила поведения при эвакуации.
Правила поведения при наиболее распространенных опасных природных явлений.
Снежная буря, метель. Лед и на водоемах. Оказание помощи оказавшемуся полынье.
Гололедица. Гроза.

Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность
человека.
Терроризм и безопасность человека. Обнаружение подозрительного предмета.
Диверсия. Похищение. Захват транспортных средств. Уголовные преступления. Паника.
Паника в толпе. Психология толпы. Правила поведения в криминогенных ситуациях.

Дорожное движение и безопасность человека.
Дорога и ее элементы. Дорога. Проезжая часть. Обочина. Разделительная полоса.
Одностороннее и двустороннее движение. Перекресток. Тротуар. Пешеходный переход.
Регулировщик. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие.
Транспорт (транспортные средства). Знаки дорожного движения. Предупреждающие
знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний.
Информационные знаки. Рекомендации поведения пешехода на дороге зимой и в темное
время суток. Пассажир. Движение во дворах и жилых зонах.
Оказание первой помощи.
Понятие «рана». Типы ран. Причины, вызывающие появление раны. Первоначальная
обработка раны. Правила наложения бинтовых повязок. Первая помощь при переломах
конечностей. Шина. Правила наложения шины. Тепловые и солнечные удары. Первая
помощь. Правила поведения, позволяющие избежать теплового и солнечного удара.
Обморожение. Правила поведения, позволяющие избежать обморожения.
Основы здорового образа жизни.
Человек и его здоровье. Понятие «здоровье». Здоровый образ жизни. Рациональное и
нерациональное питание. Витамины и их роль в организме человека. Режим дня.
Физическая нагрузка. Понятие «усталость». Факторы, разрушающие здоровье. Понятие
«привычка». Вредные привычки.

Содержание воспитания

№ Название раздела

Содержание воспитания

1

Гражданско – патриотическое 21 час
воспитание. Воспитание чувства
ответственного
отношения
к
требованиям законов и других
нормативно- правовых актов
направленных на защиту жизни и
здоровья граждан от внешних и
внутренних угроз.

Раздел 1.
Опасные и
чрезвычайные ситуации
и безопасность
человека.
Опасные и
чрезвычайные ситуации
природного характера и
защита населения от их
последствий.

Количество отводимых
часов

Воспитание ответственного
отношения
к
сохранению
окружающей природной среды.
Воспитание чувства гордости за
результаты деятельности спасателей
МЧС России.

Формирование культуры
безопасности жизнедеятельности; 2 часа
Воспитание
ответственного
отношения к сохранению жизни
и здоровья человека, воспитание
понимания
необходимости
обеспечения
личной
и
общественной безопасности.

2

Раздел 2.
Опасные и
экстремальные
ситуации социального
характера и
безопасность человека.

3

Раздел 3.
Дорожное движение и
безопасность человека.

Воспитание потребности в
соблюдении требований законов и
других нормативно-правовых актов
направленных на обеспечение
безопасности и сохранение жизни и
здоровья граждан.

4

Раздел 4.
Основы здорового
образа жизни, оказание
первой помощи.

Воспитание ответственного 7 часов
отношения к сохранению и
укреплению личного здоровья как индивидуальной, так
и
общественной ценности.

4 часа

Воспитание
чувства
гуманности,
сострадания
и
милосердия к пострадавшим.

Планируемые результаты по предмету в 7 классе.
Личностными результатами обучения ОБЖ в 7 классе является:
- развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и
общественных интересов от внешних природных и социальных угроз;
- понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности
соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в
конкретной ситуации;
- формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни
человека, а также к своей жизни.
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 7 классе является:
- овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;
понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать
причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и
понимать из влияние на человека и окружающую среду;
- овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач;
- моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации;
- приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать
ее и делать выводы;
- развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения
собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в
коллективе;

- освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной
жизни и на отдыхе.

В результате обучения по представленной программе обучающиеся
научатся:
Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье
человека. Иметь представление об элементарных медицинских средствах и перевязочном
материале при оказании первой помощи. О лекарственных свойствах дикорастущих
растений. Иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том
числе при закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных.
Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации;
необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность
жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность жизни
человека.
Знать: принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию;
что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое
план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип
его работы. Основные правила личной гигиены. Опасных животных. Элементарные
санитарно-гигиенические правила.
Уметь: оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе;
принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья.
Уметь находить необходимую информацию. Планировать свою деятельность и
корректировать ее со своими сверстниками и старшими. Ориентироваться с помощью
карты и компаса. Определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками. Применить
знания, полученные на уроках географии. Применять теоретические знания на практике.
Развитие навыки конструирования. Выполнять простейшие модели. Развивать
навыки, необходимые в повседневной жизни. Уметь принимать решение.
Уметь определять пульс, накладывать шину из подручных средств, накладывать
жгут при венозном кровотечении. Накладывать простейшие повязки при потертостях,
ссадинах, порезах.

Обучающиеся получат возможность научиться:
Понимать: что опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации;
необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность
жизни человека. Опасность и разрушительную деятельность наводнений; цунами;
землетрясений, опасных метеорологических явлений. Опасность и разрушительную

деятельность природных пожаров. Опасность любого вида раны, перелома кости. Роль
факторов, обеспечивающих сохранение личного здоровья.
Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации;
потенциально опасные природные явления, приводящие к ЧС, и их классификация
землетрясений.
Причины
возникновения
наводнений,
цунами,
опасных
метеорологических явлений; возникновения, землетрясений. Причины возникновения
лесных и торфяных пожаров. Профилактические мероприятия по предупреждению
пожаров. Правила поведения при проявлении опасных природных явлений: снежная
буря, гроза, гололед и гололедица и т.д. существующую закономерность проявления
наводнений, опасных метеорологических явлений, землетрясений и опасных
геологических явлений в разных природных зонах России. Правила дорожного движения.
Правила и обязанности пешехода, пассажира. Знать, что такое рана, перелом кости. Знать
элементарные гигиенические правила; правила поведения, позволяющие избежать
перегрева и обморожения организма. Знать факторы, разрушающие здоровье.
Уметь: анализировать и сопоставлять, делать выводы; выявлять причинно-следственные
связки; принимать решения; применять знания, полученные на уроках географии. Уметь
объяснять свои действия. Уметь накладывать элементарные бинтовые повязки, шину.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

ТЕМА РАЗДЕЛА

Раздел 1.
Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность
человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера и защита населения от их последствий
1

2

Опасные ситуации и единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
. Наводнения и причины их возникновения.

21

1

1

3

Поражающие факторы наводнений и их последствия

1

4

Мероприятия по защите от наводнений.
Действия населения при угрозе и во время наводнений.

1

5

6

7

8

Ураганы, бури, смерчи и причины их
возникновения. Р.С.
Поражающие факторы опасных метеорологических
явлений и их последствия. Р.С.

1
1

Мероприятия по защите от опасных метеорологических 1
явлений. Действия населения при угрозе и во время
ураганов, бурь и смерчей. Р.С.
Землетрясения и причины их возникновения.

1

9

Поражающие факторы землетрясений и их последствия.

1

10

Мероприятия по защите от землетрясений.
Действия населения при угрозе и во время
землетрясения.

1

11

Цунами и причины их возникновения.

1

12

Поражающие факторы цунами и их последствия.

1

13

Мероприятия по защите от цунами.
Действия населения при угрозе и во время цунами.

1

14

Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения.

1

15

Поражающие факторы опасных геологических явлений
и их последствия.

1

16

Мероприятия по защите от опасных геологических
явлений. Действия населения при угрозе и во время
возникновения обвалов, оползней и селей и во время их
проявления
Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Р.С.
Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров; их
последствия. Р.С.

1

Мероприятия по защите от природных пожаров.
Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. Р.С.
Общие рекомендации учащимся по поведению при

1

17
18

19

20

1
1

1

опасных явлениях природы. Р.С.
21

Обобщение по теме:
«Опасные и чрезвычайные ситуации природного
характера и защита населения от их последствий»

1

Раздел
2. 2
Опасные и экстремальные ситуации социального
характера и безопасность человека.
22
23

Основы безопасного поведения в толпе. Паника.
Терроризм и безопасность человека.
Раздел 3.
Дорожное движение и безопасность человека

24

Дорога и ее элементы.

1
1

4
1

25

Участники дорожного движения.
Дорожно-транспортное происшествие.

1

26

Движение во дворах и жилых зонах.

1

27

Обобщение по теме:
«Дорожное движение и безопасность человека

1

Раздел 4.
Основы здорового образа жизни оказание первой
помощи.
28

7
1

29

Первоначальная обработка раны.
Правила наложения повязок
Первая помощь при переломах.

30

Тепловые и солнечные удары. Обморожение

1

31

Человек и его здоровье.

1

1

32

Факторы, разрушающие здоровье

1

33

Факторы, разрушающие здоровье.

1

34

Промежуточная аттестация

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».