Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малодорская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год Учебный предмет Основы безопасности жизнедеятельности Класс – 7 Учитель Кушников Юрий Александрович Категория – 1 Составлена на основе авторской программы предметной линии учебников под редакцией Ю.Л.Воробьёва Москва 2012 год. Используемый учебник ОБЖ. 7 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов[и др.]; под. ред. Ю.Л. Воробьева. – Москва; Дрофа Астрель , 2016. – 143 [1] с.: ил. С. Малодоры 2023 год Содержание учебного предмета Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. Введение. Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». - Чрезвычайная ситуация. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС. Система мер защиты населения от различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). - Чрезвычайная ситуация природного характера. Классификация опасных природных явлений: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), магнитные бури, геологические (обвалы, оползни, сели, карстовые провалы и т.д.), метеорологические (бури, ураганы, смерчи, шквалы, крупный град, засухи, метели, пыльные бури и т.д.), морские гидрологические явления (цунами, обледенение судов, интенсивный дрейф льдов и т.д.) и гидрологические явления (наводнения, паводки и т.д.), природные пожары (лесные, торфяные и др.). - Наводнения и причины их возникновения. Историческая справка о наводнениях различного масштаба на территории России. Анализ территорий и площадей, оказывающихся в зоне затопления или подтопления. Понятия «наводнение», «половодье», «паводок», «затор», «зажор», «ветровой нагон». Наводнения при прорывах плотин. Классификация наводнений: по повторяемости, по размерам и по наносимому ущербу, а также по площади затопления, продолжительности затопления, скорости подъема уровня воды. Оценка наводнений по максимальному уровню подъёма воды. Анализ характера наводнений в конкретном районе нашей страны (место проживания учащихся). - Поражающие факторы наводнений и их последствия. Понятия «затопление», «подтопление», «первичные поражающие факторы», «вторичные поражающие факторы». Размеры последствий наводнений. - Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы наводнений (краткосрочные и долгосрочные, локальные и территориальные). Правила поведения при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при наводнении, первая необходимая помощь. – Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Основные понятия и классификация этих метеорологических явлений. Понятия «ветер», «направление ветра», «скорость ветра», «сила ветра», «шкала Бофорта», «ураган», «смерч», «торнадо», «буря». Причины возникновения ураганов, бурь, смерчей. Погода и климат. Циклон и антициклон. Районы России и мира, где наиболее часты опасные метеорологические явления. Названия ураганов. – Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при ураганах, смерчах и бурях, первая необходимая помощь. – Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бури, смерча, пыльной бури, метели. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы опасных метеорологических явлений. Правила поведения при поступлении сообщения о приближении опасного метеорологического явления. – Землетрясения и причины их возникновения. Понятия «землетрясение», «очаг землетрясений», «гипоцентр», «эпицентр». Типы землетрясений (тектонические, внутриплитовые, вулканические). Сейсмограф. Основные характеристики землетрясений. Магнитуда. Шкала землетрясений (Рихтера, Меркалли). Характеристика проявлений землетрясения. Сейсмические области мира и территории Российской Федерации. –Поражающие факторы землетрясений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при землетрясениях, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству. – Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы землетрясений. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном землетрясении. - Цунами и причины их возникновения. Понятия «цунами», «подводные землетрясения», «вулканические извержения». Оценка силы цунами. Наиболее крупные цунами в XX-XXI вв. - Поражающие факторы цунами и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при цунами, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. - Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы цунами. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном цунами. - Обвалы, оползни и сели и причины их возникновения. Понятия «обвал», «оползень», «сель», «грязевой сель», «водокаменный сель», «грязекаменный сель», «сейсмосели», «лахары», «селевой бассейн». Характеристики обвалов по мощности, по масштабу. Условия возникновения опасных геологических явлений. - Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при проявлении опасных геологических явлений, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. - Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения при угрозе и во время оползней, обвалов и селей. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Прогнозы оползней, обвалов и селей. Правила поведения при поступлении сообщения о возможном проявлении геологических явлений. - Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Понятия «природный пожар», «лесной пожар», «низовой пожар», «верховой пожар», «торфяной, подземный пожар», «огненный шторм». Характеристики пожаров. Классификация лесных и торфяных пожаров. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Пожароопасный сезон. - Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы. Разбор и анализ реальных событий. Возможные травмы людей при лесных и торфяных пожарах, первая необходимая помощь. Возможный ущерб хозяйству человека. - Мероприятия по защите от лесных и торфяных пожаров. Действия населения при угрозе и во время пожаров. Заблаговременные предупредительные мероприятия; оперативные предупредительные мероприятия. Правила поведения при обнаружении очагов возгорания в лесу и на территории распространения торфяников. Методы борьбы с пожарами. Косвенные методы тушения пожара. Противопожарная профилактика. Общие рекомендации по поведению при опасных явлениях природы. Подведение итогов. Систематизация и анализ полученных знаний и навыков по разделу курса «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. – Сигналы оповещения и порядок действий. – Номера телефонов вызова дежурных служб помощи, единый номер вызова экстренных оперативных служб «112». – Правила поведения при эвакуации. Правила поведения при наиболее распространенных опасных природных явлений. Снежная буря, метель. Лед и на водоемах. Оказание помощи оказавшемуся полынье. Гололедица. Гроза. Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека. Терроризм и безопасность человека. Обнаружение подозрительного предмета. Диверсия. Похищение. Захват транспортных средств. Уголовные преступления. Паника. Паника в толпе. Психология толпы. Правила поведения в криминогенных ситуациях. Дорожное движение и безопасность человека. Дорога и ее элементы. Дорога. Проезжая часть. Обочина. Разделительная полоса. Одностороннее и двустороннее движение. Перекресток. Тротуар. Пешеходный переход. Регулировщик. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. Транспорт (транспортные средства). Знаки дорожного движения. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Знаки особых предписаний. Информационные знаки. Рекомендации поведения пешехода на дороге зимой и в темное время суток. Пассажир. Движение во дворах и жилых зонах. Оказание первой помощи. Понятие «рана». Типы ран. Причины, вызывающие появление раны. Первоначальная обработка раны. Правила наложения бинтовых повязок. Первая помощь при переломах конечностей. Шина. Правила наложения шины. Тепловые и солнечные удары. Первая помощь. Правила поведения, позволяющие избежать теплового и солнечного удара. Обморожение. Правила поведения, позволяющие избежать обморожения. Основы здорового образа жизни. Человек и его здоровье. Понятие «здоровье». Здоровый образ жизни. Рациональное и нерациональное питание. Витамины и их роль в организме человека. Режим дня. Физическая нагрузка. Понятие «усталость». Факторы, разрушающие здоровье. Понятие «привычка». Вредные привычки. Содержание воспитания № Название раздела Содержание воспитания 1 Гражданско – патриотическое 21 час воспитание. Воспитание чувства ответственного отношения к требованиям законов и других нормативно- правовых актов направленных на защиту жизни и здоровья граждан от внешних и внутренних угроз. Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. Количество отводимых часов Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды. Воспитание чувства гордости за результаты деятельности спасателей МЧС России. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности; 2 часа Воспитание ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья человека, воспитание понимания необходимости обеспечения личной и общественной безопасности. 2 Раздел 2. Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека. 3 Раздел 3. Дорожное движение и безопасность человека. Воспитание потребности в соблюдении требований законов и других нормативно-правовых актов направленных на обеспечение безопасности и сохранение жизни и здоровья граждан. 4 Раздел 4. Основы здорового образа жизни, оказание первой помощи. Воспитание ответственного 7 часов отношения к сохранению и укреплению личного здоровья как индивидуальной, так и общественной ценности. 4 часа Воспитание чувства гуманности, сострадания и милосердия к пострадавшим. Планируемые результаты по предмету в 7 классе. Личностными результатами обучения ОБЖ в 7 классе является: - развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных и общественных интересов от внешних природных и социальных угроз; - понимание важности сохранения своего здоровья и начало формирования потребности соблюдения норм здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности в конкретной ситуации; - формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни человека, а также к своей жизни. Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 7 классе является: - овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность; понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; анализировать причины возникновения опасности: обобщать и сравнивать, видеть причины опасности и понимать из влияние на человека и окружающую среду; - овладевать навыками безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; оценивать свои поступки; уметь находить пути решения поставленных задач; - моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной ситуации; - приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении анализировать ее и делать выводы; - развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения собеседника, понимать право существования иного мнения; умение работать в коллективе; - освоение алгоритмами действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной жизни и на отдыхе. В результате обучения по представленной программе обучающиеся научатся: Представлять: влияние климатических факторов на состояние и здоровье человека. Иметь представление об элементарных медицинских средствах и перевязочном материале при оказании первой помощи. О лекарственных свойствах дикорастущих растений. Иметь представление о принципах оказания первой доврачебной помощи, в том числе при закрытых переломах, при отравлениях, при укусах животных. Понимать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и действия; ценность жизни человека. Знать: принципы подготовки к кратковременному и длительному путешествию; что такое топографическая карта и ее информационная нагрузка, представлять, что такое план местности и абрис; стороны света, принципиальное устройство компаса и принцип его работы. Основные правила личной гигиены. Опасных животных. Элементарные санитарно-гигиенические правила. Уметь: оценивать различные возможные реальные ситуации; работать в группе; принимать решения; оценивать особенности своего физического состояния и здоровья. Уметь находить необходимую информацию. Планировать свою деятельность и корректировать ее со своими сверстниками и старшими. Ориентироваться с помощью карты и компаса. Определять стороны света по Солнцу и часам со стрелками. Применить знания, полученные на уроках географии. Применять теоретические знания на практике. Развитие навыки конструирования. Выполнять простейшие модели. Развивать навыки, необходимые в повседневной жизни. Уметь принимать решение. Уметь определять пульс, накладывать шину из подручных средств, накладывать жгут при венозном кровотечении. Накладывать простейшие повязки при потертостях, ссадинах, порезах. Обучающиеся получат возможность научиться: Понимать: что опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; необходимость обеспечения личной и общественной безопасности, понимать ценность жизни человека. Опасность и разрушительную деятельность наводнений; цунами; землетрясений, опасных метеорологических явлений. Опасность и разрушительную деятельность природных пожаров. Опасность любого вида раны, перелома кости. Роль факторов, обеспечивающих сохранение личного здоровья. Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; потенциально опасные природные явления, приводящие к ЧС, и их классификация землетрясений. Причины возникновения наводнений, цунами, опасных метеорологических явлений; возникновения, землетрясений. Причины возникновения лесных и торфяных пожаров. Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров. Правила поведения при проявлении опасных природных явлений: снежная буря, гроза, гололед и гололедица и т.д. существующую закономерность проявления наводнений, опасных метеорологических явлений, землетрясений и опасных геологических явлений в разных природных зонах России. Правила дорожного движения. Правила и обязанности пешехода, пассажира. Знать, что такое рана, перелом кости. Знать элементарные гигиенические правила; правила поведения, позволяющие избежать перегрева и обморожения организма. Знать факторы, разрушающие здоровье. Уметь: анализировать и сопоставлять, делать выводы; выявлять причинно-следственные связки; принимать решения; применять знания, полученные на уроках географии. Уметь объяснять свои действия. Уметь накладывать элементарные бинтовые повязки, шину. Тематическое планирование № урока Тема урока Количество часов ТЕМА РАЗДЕЛА Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий 1 2 Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. . Наводнения и причины их возникновения. 21 1 1 3 Поражающие факторы наводнений и их последствия 1 4 Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. 1 5 6 7 8 Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. Р.С. Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия. Р.С. 1 1 Мероприятия по защите от опасных метеорологических 1 явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Р.С. Землетрясения и причины их возникновения. 1 9 Поражающие факторы землетрясений и их последствия. 1 10 Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения. 1 11 Цунами и причины их возникновения. 1 12 Поражающие факторы цунами и их последствия. 1 13 Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами. 1 14 Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения. 1 15 Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия. 1 16 Мероприятия по защите от опасных геологических явлений. Действия населения при угрозе и во время возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения. Р.С. Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров; их последствия. Р.С. 1 Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров. Р.С. Общие рекомендации учащимся по поведению при 1 17 18 19 20 1 1 1 опасных явлениях природы. Р.С. 21 Обобщение по теме: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий» 1 Раздел 2. 2 Опасные и экстремальные ситуации социального характера и безопасность человека. 22 23 Основы безопасного поведения в толпе. Паника. Терроризм и безопасность человека. Раздел 3. Дорожное движение и безопасность человека 24 Дорога и ее элементы. 1 1 4 1 25 Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. 1 26 Движение во дворах и жилых зонах. 1 27 Обобщение по теме: «Дорожное движение и безопасность человека 1 Раздел 4. Основы здорового образа жизни оказание первой помощи. 28 7 1 29 Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок Первая помощь при переломах. 30 Тепловые и солнечные удары. Обморожение 1 31 Человек и его здоровье. 1 1 32 Факторы, разрушающие здоровье 1 33 Факторы, разрушающие здоровье. 1 34 Промежуточная аттестация 1