МБОУ «Малодорская СОШ» Рабочая программа по курсу краеведения «Морянка» 3 класс 1 Планируемые результаты В результате освоения программы факультативного курса краеведения «Морянка» будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия У обучающихся будут сформированы: осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину; представление о любви к Родине, самопожертвовании, отваге, благородстве, талантливости, щедрости поморов; основы национального самосознания; положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края; чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края; способность к самооценке; осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями. Обучающийся получит возможность для формирования: интереса к изучению истории своего края; чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре или в группе; осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края; умения оценивать свои эмоциональные реакции; эмпатии как осознанного понимания чувств своих близких и др. людей, сопереживания им. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; следовать правилам; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей. Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в работу. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: находить необходимую информацию в различных источниках; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; моделировать различные ситуации, схемы, макеты; сравнивать и классифицировать изученные объекты; строить сообщения в устной и письменной форме. Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой коммуникации; сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности. 2 Обучающийся получит возможность научиться: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнера; аргументировано критиковать допущенные ошибки; обосновывать своё решение. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Раздел 1. Вот она какая, дорогая родина моя! Обучающийся научится: описывать элементы герба и флага Архангельской области; объяснять значение символики Архангельской области; находить на карте Архангельскую область; узнавать памятники истории и культуры родного края; рассказывать о достопримечательностях древних городов и сел Архангельской области, родного города; готовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного края на основе дополнительной информации; описывать важные события из истории родного края; работать с различными источниками информации: находить нужную информацию об истории и культуре родного края. Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее. Раздел 2. Родом из Поморской славной стороны Обучающийся научится: видеть и воспринимать произведения культуры Архангельской области; узнавать выдающиеся культурно-исторические памятники родного края; называть имена выдающихся деятелей культуры родного края и осознавать их роль в развитии культуры нашей Родины; различать виды народного художественного ремесла; различать особенности северного народного костюма; воспринимать художественные произведения северных писателей и поэтов (Ф Абрамова, С. Писахова, Н. Рубцова и др.). находить в тексте изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о Русском Севере; использовать источники дополнительной информации для расширения знаний о культуре родного края; Обучающийся получит возможность: осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян. Раздел 3. Славные поморы Обучающийся научится: называть имена знаменитых людей родного края и осознавать их роль в его истории и культуре; называть и записывать фамилию, имя, отчество М.В.Ломоносова; временной период жизни; названия стран и городов, в которых учился Ломоносов; характеризовать основные этапы жизни великого ученого, человека, гражданина; нравственные качества, свойственные М.В.Ломоносову – человеку, ученому, гражданину России; рассказывать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова; обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях Архангельской области. Находить эти сведения в источниках дополнительной информации. Обучающийся получит возможность: 3 наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека и его созидательной деятельности на благо семьи, родного края, страны; Раздел 4. Мой Север, скупой чародей! Обучающийся научится: понимать тексты о природе; называть характерные признаки сезонов года родного края и сопоставлять их с описанием времени года в творчестве поэтов, писателей и художников Севера; характеризовать природные сообщества родного края; называть и находить на карте водоёмы родного края; приводить примеры животных и растений родного края; группировать объекты природы по различным признакам; извлекать необходимую информацию о природе из дополнительных источников знаний; следовать правилам поведения в природе. Обучающийся получит возможность: анализировать влияние человека на природу родного края. Раздел 5. Вырастешь большой, будешь хороший и баской Обучающийся научится: составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с учебной задачей; использовать для поиска необходимой информации различные доступные источники; участвовать в подвижных народных играх Русского Севера; обсуждать правила здорового образа жизни как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими; следовать нормам здорового образа жизни. Обучающийся получит возможность: осознавать ценность семьи, родного дома и необходимость нести ответственность за своих родных и близких. Содержание учебного курса 1.«Вот она какая, дорогая родина моя» - посвящена истории родного края и направлена на становление личности, принимающей близко к сердцу судьбу малой родины. 2.»Родом из поморской славной стороны» - приобщает детей к самобытной культуре, духовным традициям Русского Севера. 3.»Славные поморы» - знакомит школьников со знаменитыми и талантливыми людьми нашего края, с теми, кто в годы Великой Отечественной войны ковал победу нашей Родины, и способствует формированию нравственного идеала поморов. 4.»Мой Север, скупой чародей» - помогает учащимся всмотреться в окружающую жизнь глазами художников, писателей, поэтов, музыкантов, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять. 5.»Вырастешь большой, будешь хороший и баской» - посвящена самому школьнику, растущему и развивающемуся на основе общечеловеческих и национальных ценностей. В результате изучения программы «Морянка» ученик 3 класса будет знать: - символику родного края; - древние города и сёла Архангельской области, их достопримечательности; - особенности северного народного костюма; - имена выдающихся деятелей науки и культуры родного края (не менее 3); - названия стран, в которых проходило обучение М.В.Ломоносова, основные события в годы его учения; - географическое положение Архангельской области; - основные водоёмы родного края; - основные виды профессий нашего края; 4 Уметь: - объяснять значение символики Архангельской области; - записывать названия стран, и отдельных городов, в которых учился М.В.Ломоносов; - правильно вести себя в природе; - приводить примеры животных и растений родного края; - соблюдать правила здорового питания; Иметь представления: - о сметливости, талантливости, щедрости и великодушии поморов; - о творчестве музыкантов, художников Севера. Поурочное планирование 3 класс №п/п Тема 1. Север синий на краю России 2. Древние города и сёла Севера 3. Древние города и сёла Севера 4. М.В.Ломоносов – путь в науку 5. М.В.Ломоносов – путь в науку 6. Как рукодельница семью одевала 7. Архангельская земля богата талантами 8. Архангельская земля богата талантами 9. Архангельская земля богата талантами 10. Архангельская земля богата талантами 11. Архангельская земля богата талантами 12. Водоёмы нашего края 13. Болота и луга как сообщества нашего края 14. Лесные богатства нашего края 15. Природа в опасности! 16. А профессий на Севере немало 17. Здоровью цены нет ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 5