Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малодорская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа воспитания
дошкольного образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Малодорская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение Детский сад «Радуга»
2021 год
1
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1. Цель и задачи Программы воспитания
1.1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общности (сообщества ДОУ)
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет). Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3м годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет). Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-м годам)
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
2
Раздел 3. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Особые требования к условиям обеспечивающим достижения планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями
3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа воспитания (далее также – Программа) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,Э.М.Дорофеевой.
Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга».
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения 3 к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга» (далее – ДОУ) руководствуется
определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный
закон): «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования и социальное партнерство с другими организациями.
В структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и
организационный,
в каждом из них имеется обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнило
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей — социально4
коммуникативного, познавательного,
физического развития.
речевого,
художественно-эстетического
развития,
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежать конституционные и национальные ценности
российского общества.
Целевые ориентиры в Программе рассматриваются, как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с
базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются
направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной
организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности
и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в
основных направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит
в
основе
трудового
направления
воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1. Цель и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского
общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
5
Направление воспитания: Патриотическое
Общие задачи по направлению
1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа.
2. Воспитание любви, уважения к национальным особенностям и чувства собственного
достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности.
4. Понимание единства природы и людей и воспитание бережного ответственного
отношения к родной природе.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Формирование у ребенка привязанности, любви к семье и близким, окружающему миру.
2.Ознакомление детей с семейными традициями.
3.Формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1. Воспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране.
2. Формирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.
3. Ознакомление с традициям и значимыми местами, объектами населенного
пункта.
Направление воспитания: Социальное
Общие задачи по направлению
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о
слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и
мальчикам).
6
3. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии
(сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
4. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
5. Формирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и
создавать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к
языку.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Подготовка к будущей семейной жизни, к роли матери и отца.
2. Развитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам
(одежде, прическе) и имени.
3. Формирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
4. Формирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть
рядом с ними.
5. Поощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!».
6. Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия,
доброты.
7. Формирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
8. Создавать условия для овладения ребенком речью.
9. Знакомство детей с образцами поведения на материале национального фольклора.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Воспитание у ребенка уважения и принятия ценности семьи и общества.
2. Формирование между мальчиками и девочками дружественных отношений,
основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов.
3. Формирование способности и поощрение проявлений ребенком сочувствия и заботы,
ответственности за свои действия и поведение, проявлений задатков чувства долга,
нравственных поступков.
4. Формирование у ребенка уважения и принятия различий между людьми.
5. Способствование формированию у ребенка основ речевой культуры.
6. Формирование у ребенка дружелюбия и доброжелательности, искренности,
7
правдивости, умения слушать и слышать собеседника.
7. Формирование у ребенка способности взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
8. Приобщение детей к участию в национальных играх;
9. Организация сотрудничества детей в проектной деятельности.
Направление воспитания: Познавательное
Общие задачи по направлению
1. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.
2. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.
3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Формирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в
поведении и деятельности.
2. Ознакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым
наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона).
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в
самовыражении, в том числе творческом.
2. Поощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в
различных видах деятельности и в самообслуживании.
3. Способствование формированию у ребенка первичной картины мира на основе
традиционных ценностей российского общества.
4.Создание условий для изучения свойств различных объектов своего региона;
Направление воспитания: Физическое и оздоровительное
Общие задачи по направлению
1. Способствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и
формированию рациональной осанки;
2. Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям,
формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и
8
безопасного образа жизни;
3. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости,
настойчивости и др.);
4. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1. Приобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук,
самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д.
2. Формирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным.
3. Формирование и поддержание интереса к физической активности.
4. Приобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО,
на природе.
5. Напоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю,
другому ребенку.
6. Ознакомление детей с национальными подвижными играми.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены.
2. Формирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
3. Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и
на прогулке, бережно относиться к ним.
4.Формирование представлений о семейном активном отдыхе.
5. Формирование понимания причин безопасного поведения в условиях своей
местности
Направление воспитания: Трудовое
Общие задачи по направлению
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду; познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
9
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке.
2. Формирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях.
3. Формирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в
быту, в игре, в продуктивных видах деятельности
4. Знакомство с профессиями родителей.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к
людям труда и результатам их деятельности.
2. Поощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
3.Организация регулярных дежурств.
4.Воспитание уважительного отношения и интереса к профессиям в сельской
местности
Направление воспитания: Этико-эстетическое
Общие задачи по направлению
1. Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами,
интересами, удобствами, результатам творчества других детей.
2. Воспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах.
3. Воспитание культуры речи.
4. Воспитание культуры деятельности.
5. Формирование чувства прекрасного.
6. Построение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте.
2. Формирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься
10
продуктивными видами деятельности.
3. Поддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола
4. Знакомство с искусством и художественными произведениями своего региона.
5. Знакомство с традициями вежливого поведения своего региона.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
2. Формирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
3. Формирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса.
4. Формирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом.
5. Знакомство с особенностями национальных костюмов.
6. Приобщение к ремеслам своего региона.
1.1.
Методологические
основы
и
принципы
построения
Программы
воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых
ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и
личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое
содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа
воспитания
построена
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
11
• принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
• принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
• принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; • принцип
следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в
нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
• принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
• принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
• принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1.Уклад образовательной организации
Уклад — общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную
среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
12
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются
всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями,
педагогами и другими сотрудниками ДОО).
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется
целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями,
образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
ДОО.
Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу
Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной
деятельности.
Воспитатель,
а
также
другие
сотрудники
должны:
• быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
• мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
• поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
• заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
• содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
• воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
• учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
• воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного
обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и
в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
13
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам
и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком
и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и
отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников — необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими — это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов — это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы
профессиональной этики и поведения:
• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
• улыбка — всегда обязательная часть приветствия;
• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
14
• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
• уважительное отношение к личности воспитанника;
• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
• умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения
возрастной психологии и педагогики.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека.
Социокультурные
ценности
являются
определяющими
в
структурно-
содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В
рамках
социокультурного
контекста
повышается
роль
родительской
общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут
выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
15
• предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
• культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
• свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Планируемым результатам освоения Программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты
достижения
цели
воспитания
даны
в
виде
целевых
ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое
Родина, природа
Проявляющий привязанность, любовь
к семье, близким, окружающему миру
Социальное
Человек, семья, дружба,
сотрудничество
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям
и способный бесконфликтно играть
16
рядом с ними. Проявляющий позицию
«Я сам!». Доброжелательный,
проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия
в случае одобрения и чувство
огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых. Способный к
самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
Познавательное
Знание
Проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в
поведении и деятельности.
Физическое и
оздоровительное
Здоровье
Выполняющий действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т.
д. Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности в
быту, в ОО, на природе.
Трудовое
Труд
Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях. Стремящийся к
самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Этико-эстетическое
Культура и красота
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься продуктивными видами
деятельности.
17
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Ценности
Показатели
Патриотическое
Родина, природа
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Социальное
Человек, семья, дружба,
сотрудничество
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми,
освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интерес
Познавательное
Знания
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского
общества.
Физическое и
Здоровье
Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.
оздоровительное
18
Трудовое
Труд
Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения к
людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности.
Этико-эстетическое
Культура и красота
Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения
ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе
определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм — это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
19
• когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
• эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине — России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
• регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
• ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
• организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
• формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2.Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностносмыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту
подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
20
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
• организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. 15 п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
• воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
• учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
• учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей;
• организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
• создавать доброжелательный психологический климат в группе
2.1.3.Познавательное направление воспитания
Ценность — знания. Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности
познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии
и др.).
Направления деятельности воспитателя:
• совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения
опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для
восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
• организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
21
• организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность — здоровье. Цель данного направления — сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и
освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
• обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
• закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
• укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
• формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
• организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
• воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
• организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
• создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
• введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей.
Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок
вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных 17 направлениях воспитательной работы:
• формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
• формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
• включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в
тесном контакте с семьей.
22
2.1.5.Трудовое направление воспитания
Ценность — труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
• показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
• воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
• предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
• собственным примером трудолюбия и занятости создавать у
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
детей
• связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6.Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности — культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным,
сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
23
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
• учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
• воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
• воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
• воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания — становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности
предполагают следующее:
воспитателя
по
эстетическому
воспитанию
• выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
• организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и
др.;
• формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
• реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
24
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
К особенностям организации воспитательного процесса в ДОУ относятся:
региональные и муниципальные особенности социокультурного и природного окружения;
социокультурное пространство сельской среды;
моноэтнический состав населения.
Выстраивать воспитательный процесс в ДОУ и решать задачи воспитания помогают:
Субъекты взаимодействия
Предмет взаимодействия
Дошкольные образовательные
Развитие социальной компетенции
организации
воспитанников, повышение профессиональной
Октябрьского окружного округа
компетентности педагогов ДОУ, трансляция и
изучение передового опыта.
МБОУ «Малодорская СОШ»
Обеспечение преемственности ступеней образования,
познавательное, трудовое и физическое развитие
воспитанников, повышение квалификации педагогов
ДОУ
МБУК «Устьянская МЦРБ»
Развитие социальной компетентности воспитанников,
филиал «Малодорская
художественно-эстетическое и краеведческое
библиотека»
развитие, знакомство с творческими людьми родного
края, патриотическое воспитание
МБУК «Малодорский КДК»
Развитие социальной компетентности воспитанников,
художественно-эстетическое, познавательное и
речевое развитие воспитанников.
МБУК «Устьянский
Краеведческое развитие, патриотическое воспитание,
краеведческий музей»
развитие социальной компетенции воспитанников
ТПМПК МО «Устьянский
Реализация инклюзивного образования, повышение
муниципальный район»
педагогической компетентности родителей в
воспитании, развитии и обучении детей дошкольного
возраста с ОВЗ
25
ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ»
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
«Малодорский ФАП»
Особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами:
системность;
длительность;
договорной характер
В ДОУ функционирует логопункт, где учитель-логопед оказывает помощь детям
с нарушениями речи. При планировании и организации воспитательной деятельности он
активно взаимодействует с педагогами. Дети с ОВЗ являются участниками всех
мероприятий учреждения.
В воспитательной деятельности учреждение использует различные инновационные
технологии: квест-технологию,технологию исследовательской деятельности, технологию
проектов,
кейс-технологию,
здоровьесберегающую
технологию
и
др.
Ключевые элементы уклада ДОУ:
воспитание детей в обстановке любви и доброжелательности;
обеспечение устойчиво положительного, комфортного эмоционального состояния детей;
воспитание в творческой атмосфере;
создание ситуации успеха для каждого ребенка;
уважение к мыслям, суждениям ребенка;
возможность выбора для ребенка вида деятельности;
обеспечение терпеливой поддержки и внимания;
профессиональное сотрудничество и сотворчество педагогических работников.
2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников
является одним из ключевых условий эффективности воспитания.
26
С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в Программе
отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для детского сада важно
интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет
семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе.
Взаимодействие ДОУ с семьям воспитанников достигается с помощью мероприятий,
проводимых
в
различных,
в
том
числе
и
нетрадиционных
формах:
Информационно – аналитическая.
Методы:
-опрос,
- тесты,
-анкетирование,
-интервьюирование,
- наблюдение,
-«Почтовый ящик»
Они направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Наглядно-информационная.
Методы:
-видеофрагменты с организацией разных видов деятельности, занятий, режимных
моментов;
-выставки,
-фотографии детских работ,
-стенды,
-папки-передвижки,
-буклеты,
-газета.
Такие методы способствуют преодолению поверхностных суждений о роли дошкольного
27
учреждения, предоставляют практическую помощь семье, знакомят взрослых с задачами,
условиями, методами и содержанием воспитания.
Досуговая.
- праздники,
-развлечения,
-акции,
-совместные досуги,
-концерты,
-соревнования,
-экскурсии,
-походы.
Они направлены на установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями, детьми.
Познавательная.
Методы:
-семинары-практикумы,
-педагогическая гостиная,
-мастер-классы,
- родительские собрания ( в нетрадиционной форме- круглый стол, конференция и т.д)
-консультаций в нетрадиционной форме,
- игры с педагогическим содержанием,
- день открытых дверей,
-детско-родительский клуб,
- проекты.
Это методы, позволяющие знакомить родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста и способствующие формированию у
родителей практических навыков воспитания детей.
В таких современных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников реализуется принцип диалога, партнерства. Главной положительной
стороной таких форм является то, что всем участникам не навязывают готовую точку
зрения, а вынуждают их думать и искать выход из данной сложившейся ситуации
28
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования
на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) :
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так
и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей
ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяет общественный договор, основные правила жизни и отношений в
ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между
педагогами и родителями, детей друг с другом. Уклад включает в себя сетевое
информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений
в социальных сетях.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
29
Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги.
№
Шаг
Оформление
1
Определить ценностно-смысловое
Устав ДОУ, локальные акты, правила
наполнение жизнедеятельности ДОУ. поведения для детей и взрослых,
внутренняя символика.
2
Отразить сформулированное
Программа воспитания.
ценностно-смысловое наполнение во
всех форматах жизнедеятельности
ДОУ:
- специфику организации видов
деятельности;
- обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
- организацию режима дня;
- разработку традиций и ритуалов
ДОУ;
праздники и мероприятия.
3.
Обеспечить принятие всеми
-Требования к кадровому составу и
участниками образовательных
профессиональной подготовке
отношений уклада ДОУ.
сотрудников. Взаимодействие ДОУ с
семьями воспитанников.
-Социальное партнерство ДОУ с
социальным окружением.
-Договоры и локальные нормативные
акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда
раскрывает
заданные
укладом
ценностно-смысловые
ориентиры.
Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада,
которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
– «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и
смыслами;
30
– «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности
воспитания;
– «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет
и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные
взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации
цели воспитания.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ.
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
воспитания.
Событием
может
быть
не
только
организованное
мероприятие,
но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней
встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,
31
литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование
событий
позволяет
построить
целостный
годовой
цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее — ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
•оформление помещений;
• оборудование;
• игрушки.
ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать
их
принятию
и
раскрытию
ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности
Среда
социокультурных
должна
быть
условий,
в
экологичной,
которых
находится
природосообразной
организация.
и
безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда
обеспечивает
экспериментирования,
необходимость
ребенку
освоения
научного
возможность
познавательного
развития,
новых
технологий,
раскрывает
красоту
знаний,
познания,
формирует
научную
картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев
труда,
Результаты
труда
представителей
ребенка
могут
быть
профессий
отражены
и
и
пр.)
сохранены
в
среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл
здорового
образа
жизни,
физической
культуры
и
спорта.
32
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства
с
особенностями
региональной
культурной
традиции.
Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Реализация
Рабочей
программы
воспитания
обеспечивается
педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих
(раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №
18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской
Федерации
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный
№
30384).
Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагогов
осуществляется
в
Описание
процессе
функционала,
ее
проектирования
связанного
с
и
организацией
организации.
и
реализацией
воспитательного процесса в соответствии с должностными характеристиками:
Наименование должности
Функционал, связанный с организацией и реализацией
(в соответствии со
воспитательного процесса
штатным расписанием ОО)
Заведующий детским
- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
садом
- создает условия, позволяющие педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в
33
ДОУ за учебный год;
- планирует воспитательную деятельность в ДОУ на
учебный год, включая календарный план воспитательной
работы на учебный год;
– регулирует воспитательную деятельность в ДОУ;
- организует повышение квалификации и профессиональной
переподготовку педагогов для совершенствования их
психолого-педагогической и управленческой
компетентностей;
– ведет контроль за исполнением управленческих решений
по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ДОУ)
Воспитатель,
- Содействует созданию благоприятных условий для
музыкальный
индивидуального развития и нравственного формирования
руководитель,
личности воспитанников, вносит необходимые коррективы
в систему их воспитания;
- создает благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого воспитанника;
- организует и проводит с участием педагогических
работников и родителей (лиц, их заменяющих)
мероприятия, направленные на сохранение традиций,
преумножение нравственных и культурных ценностей в
условиях современной жизни;
- организует участие воспитанников в мероприятиях,
проводимых районными и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности;
- расширяет сетевое взаимодействие по патриотическому
воспитанию;
– внедряет в практику новые технологии и научные
достижений в области воспитания;
-несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность
воспитанников в период воспитательного процесса.
34
Учитель-логопед
-В тесном контакте с воспитателями и другими
педагогическими работниками участвует в воспитательной
деятельности;
-консультирует педагогических работников и родителей
(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов
и приемов оказания помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья;
-изучает индивидуальные особенности, способности,
интересы и склонности воспитанников с целью
формирования у них патриотизма;
-участвует в работе педагогических, методических советов,
и других формах методической работы, рассматривающих
вопросы организации воспитательной деятельности;
- участвует в мероприятиях, предусмотренных Программой
воспитания
Младший воспитатель
-Под руководством воспитателя осуществляет
воспитательную деятельность;
- участвует в создании условий для воспитательного
процесса;
-обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников
Для более эффективного осуществления воспитательного процесса учреждение
привлекает специалистов других организаций (см. п.2.2)
Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте
означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса,
подчиненное идее целостности формирования личности
Система повышения квалификации педагогических кадров
Педагогический коллектив ДОУ
постоянно и непрерывно повышает свою
профессиональную компетентность, использует разнообразные формы повышения
квалификации. Педагоги имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал в
различных сферах педагогической деятельности.
35
Самообразование педагогов:
- изучение новой методической литературы;
- работа над своей методической темой.
Повышение квалификации педагогов на уровне ДОУ
Участие в методической работе ДОУ:
- педагогические советы;
- семинары-практикумы;
- консультации специалистов;
- мастер – классы;
- открытые просмотры;
-обобщения
и
трансляции
педагогического
опыта
и
др.
Повышение квалификации педагогов вне ДОУ:
- участие в районных методических объединениях;
- работа в творческих и проблемных группах Округа;
- участие в РМО, конкурсах, конференциях и семинарах района;
- курсы повышения квалификации в АО ИОО;
- проблемные курсы и обучающие семинары АО ИОО, САФУ.
Аттестация педагогических работников предусматривает оценку воспитательной деятельности.
3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно — «включение») — это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования
воспитывающих
сред,
деятельностей
и
событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование — это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
36
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений
каждого
ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
37
всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в ДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о
Стратегии развития воспитания до 2025 г.
Основные локальные акты:
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Малодорская
СОШ» СП Детский сад «Радуга» ;
- Рабочая программа воспитания в ДОУ;
- Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной образовательной
программы (далее – ООП ДО);
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное
расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в ДОУ)
Перечень методических пособий и программ:
Буре Р.С « Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»;
Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России»-гражданско-патриотическое
38
воспитание дошкольников;
Куцакова Л.В « Трудовое воспитание в детском саду»
Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»
И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным
творчеством»
39