Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малодорская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа воспитания дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малодорская средняя общеобразовательная школа» Структурное подразделение Детский сад «Радуга» 2021 год 1 Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы 1. Цель и задачи Программы воспитания 1.1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания 1.2.1. Уклад образовательной организации 1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ 1.2.3. Общности (сообщества ДОУ) 1.2.4. Социокультурный контекст 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ 1.3. Планируемые результаты освоения Программы 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет). Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3м годам) 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет). Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-м годам) Раздел 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания 2.1.1. Патриотическое направление воспитания 2.1.2. Социальное направление воспитания 2.1.3. Познавательное направление воспитания 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания 2.1.5. Трудовое направление воспитания 2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания 2 Раздел 3. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания 3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ 3.3. Организация предметно-пространственной среды 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса 3.5. Особые требования к условиям обеспечивающим достижения планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями 3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания 3 Пояснительная записка Настоящая рабочая программа воспитания (далее также – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,Э.М.Дорофеевой. Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной программы МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга». Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения 3 к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга» (далее – ДОУ) руководствуется определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон): «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации». Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программа предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего образования и социальное партнерство с другими организациями. В структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них имеется обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнило приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей — социально4 коммуникативного, познавательного, физического развития. речевого, художественно-эстетического развития, Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежать конституционные и национальные ценности российского общества. Целевые ориентиры в Программе рассматриваются, как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются направлениями программы воспитания. С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОУ. Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания. Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания. Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы 1. Цель и задачи Программы воспитания Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. 5 Направление воспитания: Патриотическое Общие задачи по направлению 1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа. 2. Воспитание любви, уважения к национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа. 3. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности. 4. Понимание единства природы и людей и воспитание бережного ответственного отношения к родной природе. Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) 1.Формирование у ребенка привязанности, любви к семье и близким, окружающему миру. 2.Ознакомление детей с семейными традициями. 3.Формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности. Дошкольный возраст (до 8 лет) 1. Воспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране. 2. Формирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям. 3. Ознакомление с традициям и значимыми местами, объектами населенного пункта. Направление воспитания: Социальное Общие задачи по направлению 1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2. Формирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и мальчикам). 6 3. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 4. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. 5. Формирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и создавать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к языку. Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) Подготовка к будущей семейной жизни, к роли матери и отца. 2. Развитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам (одежде, прическе) и имени. 3. Формирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». 4. Формирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть рядом с ними. 5. Поощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!». 6. Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия, доброты. 7. Формирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. 8. Создавать условия для овладения ребенком речью. 9. Знакомство детей с образцами поведения на материале национального фольклора. Дошкольный возраст (до 8 лет) Воспитание у ребенка уважения и принятия ценности семьи и общества. 2. Формирование между мальчиками и девочками дружественных отношений, основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов. 3. Формирование способности и поощрение проявлений ребенком сочувствия и заботы, ответственности за свои действия и поведение, проявлений задатков чувства долга, нравственных поступков. 4. Формирование у ребенка уважения и принятия различий между людьми. 5. Способствование формированию у ребенка основ речевой культуры. 6. Формирование у ребенка дружелюбия и доброжелательности, искренности, 7 правдивости, умения слушать и слышать собеседника. 7. Формирование у ребенка способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. 8. Приобщение детей к участию в национальных играх; 9. Организация сотрудничества детей в проектной деятельности. Направление воспитания: Познавательное Общие задачи по направлению 1. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы. 2. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний. 3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) 1.Формирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в поведении и деятельности. 2. Ознакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона). Дошкольный возраст (до 8 лет) 1.Формирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в самовыражении, в том числе творческом. 2. Поощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в различных видах деятельности и в самообслуживании. 3. Способствование формированию у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей российского общества. 4.Создание условий для изучения свойств различных объектов своего региона; Направление воспитания: Физическое и оздоровительное Общие задачи по направлению 1. Способствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию рациональной осанки; 2. Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям, формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и 8 безопасного образа жизни; 3. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.); 4. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) 1. Приобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук, самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д. 2. Формирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным. 3. Формирование и поддержание интереса к физической активности. 4. Приобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО, на природе. 5. Напоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю, другому ребенку. 6. Ознакомление детей с национальными подвижными играми. Дошкольный возраст (до 8 лет) 1.Формирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены. 2. Формирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. 3. Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и на прогулке, бережно относиться к ним. 4.Формирование представлений о семейном активном отдыхе. 5. Формирование понимания причин безопасного поведения в условиях своей местности Направление воспитания: Трудовое Общие задачи по направлению 1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду; познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3. Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению 9 физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) 1.Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке. 2. Формирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях. 3. Формирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности 4. Знакомство с профессиями родителей. Дошкольный возраст (до 8 лет) 1.Формирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда и результатам их деятельности. 2. Поощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. 3.Организация регулярных дежурств. 4.Воспитание уважительного отношения и интереса к профессиям в сельской местности Направление воспитания: Этико-эстетическое Общие задачи по направлению 1. Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами, интересами, удобствами, результатам творчества других детей. 2. Воспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах. 3. Воспитание культуры речи. 4. Воспитание культуры деятельности. 5. Формирование чувства прекрасного. 6. Построение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества. Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет) 1.Воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте. 2. Формирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься 10 продуктивными видами деятельности. 3. Поддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола 4. Знакомство с искусством и художественными произведениями своего региона. 5. Знакомство с традициями вежливого поведения своего региона. Дошкольный возраст (до 8 лет) 1.Формирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. 2. Формирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 3. Формирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса. 4. Формирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом. 5. Знакомство с особенностями национальных костюмов. 6. Приобщение к ремеслам своего региона. 1.1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности». Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО. Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы: 11 • принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение; • принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; • принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни; • принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения; • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения; • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования. Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события. 1.2.1.Уклад образовательной организации Уклад — общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. 12 Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОО). 1.2.2. Воспитывающая среда ДОО Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. 1.2.3. Общности (сообщества) ДОО Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: • быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; • мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; • поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; • заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; • содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; • воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); • учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; • воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. 13 Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников — необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели. Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими — это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов — это необходимые условия нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения: • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым; • улыбка — всегда обязательная часть приветствия; • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки; 14 • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду; • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса; • уважительное отношение к личности воспитанника; • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему; • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему; • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми; • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми; • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам; • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников; • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада. Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения возрастной психологии и педагогики. 1.2.4. Социокультурный контекст Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека. Социокультурные ценности являются определяющими в структурно- содержательной основе Программы воспитания. Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы. Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации. В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания. 1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: 15 • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками); • культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт); • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей). 1.3. Планируемым результатам освоения Программы Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей». 1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и раннего возраста (до 3 лет) Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам) Направление воспитания Ценности Показатели Патриотическое Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть 16 рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту. Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых. Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения. Познавательное Знание Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности. Физическое и оздоровительное Здоровье Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки, самостоятельно ест, ложится спать и т. д. Стремящийся быть опрятным. Проявляющий интерес к физической активности. Соблюдающий элементарные правила безопасности в быту, в ОО, на природе. Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать взрослому в доступных действиях. Стремящийся к самостоятельности в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности. Этико-эстетическое Культура и красота Эмоционально отзывчивый к красоте. Проявляющий интерес и желание заниматься продуктивными видами деятельности. 17 1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет) Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам) Направления воспитания Ценности Показатели Патриотическое Родина, природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Социальное Человек, семья, дружба, сотрудничество Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми, освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интерес Познавательное Знания Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества. Физическое и Здоровье Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе. оздоровительное 18 Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Этико-эстетическое Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса. Раздел II. Содержательный 2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества: • социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие; • речевое развитие; • художественно-эстетическое развитие; • физическое развитие. В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются региональный и муниципальный компоненты. 2.1.1. Патриотическое направление воспитания Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм — это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты: 19 • когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России; • эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине — России, уважением к своему народу, народу России в целом; • регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России. Задачи патриотического воспитания: 1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа; 2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа; 3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; 4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе. При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: • ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа; • организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям; • формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека. 2.1.2.Социальное направление воспитания Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностносмыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления. 20 Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе. Выделяются основные задачи социального направления воспитания. 1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях. 2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила. 3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: • организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. 15 п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.; • воспитывать у детей навыки поведения в обществе; • учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности; • учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей; • организовывать коллективные проекты заботы и помощи; • создавать доброжелательный психологический климат в группе 2.1.3.Познавательное направление воспитания Ценность — знания. Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Задачи познавательного направления воспитания: 1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы; 2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний; 3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.). Направления деятельности воспитателя: • совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг; • организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми; 21 • организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования. 2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания Ценность — здоровье. Цель данного направления — сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок. Задачи по формированию здорового образа жизни: • обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; • закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; • укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; • формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; • организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; • воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Направления деятельности воспитателя: • организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада; • создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни; • введение оздоровительных традиций в ДОО. Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей. Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО. В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой. Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных 17 направлениях воспитательной работы: • формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи; • формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте • включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру. Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей. 22 2.1.5.Трудовое направление воспитания Ценность — труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания. 1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей. 2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования. 3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи). При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы: • показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников; • воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с трудолюбием; • предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия; • собственным примером трудолюбия и занятости создавать у соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности; детей • связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. 2.1.6.Этико-эстетическое направление воспитания Ценности — культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания: 1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека; 23 3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; 4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности; 6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы: • учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами; • воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах; • воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом; • воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду. Цель эстетического воспитания — становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка. Направления деятельности предполагают следующее: воспитателя по эстетическому воспитанию • выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества; • уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь ДОО; • организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.; • формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке; • реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания. 24 2.2. Особенности реализации воспитательного процесса К особенностям организации воспитательного процесса в ДОУ относятся: региональные и муниципальные особенности социокультурного и природного окружения; социокультурное пространство сельской среды; моноэтнический состав населения. Выстраивать воспитательный процесс в ДОУ и решать задачи воспитания помогают: Субъекты взаимодействия Предмет взаимодействия Дошкольные образовательные Развитие социальной компетенции организации воспитанников, повышение профессиональной Октябрьского окружного округа компетентности педагогов ДОУ, трансляция и изучение передового опыта. МБОУ «Малодорская СОШ» Обеспечение преемственности ступеней образования, познавательное, трудовое и физическое развитие воспитанников, повышение квалификации педагогов ДОУ МБУК «Устьянская МЦРБ» Развитие социальной компетентности воспитанников, филиал «Малодорская художественно-эстетическое и краеведческое библиотека» развитие, знакомство с творческими людьми родного края, патриотическое воспитание МБУК «Малодорский КДК» Развитие социальной компетентности воспитанников, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие воспитанников. МБУК «Устьянский Краеведческое развитие, патриотическое воспитание, краеведческий музей» развитие социальной компетенции воспитанников ТПМПК МО «Устьянский Реализация инклюзивного образования, повышение муниципальный район» педагогической компетентности родителей в воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ 25 ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ» Сохранение и укрепление здоровья воспитанников «Малодорский ФАП» Особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами: системность; длительность; договорной характер В ДОУ функционирует логопункт, где учитель-логопед оказывает помощь детям с нарушениями речи. При планировании и организации воспитательной деятельности он активно взаимодействует с педагогами. Дети с ОВЗ являются участниками всех мероприятий учреждения. В воспитательной деятельности учреждение использует различные инновационные технологии: квест-технологию,технологию исследовательской деятельности, технологию проектов, кейс-технологию, здоровьесберегающую технологию и др. Ключевые элементы уклада ДОУ: воспитание детей в обстановке любви и доброжелательности; обеспечение устойчиво положительного, комфортного эмоционального состояния детей; воспитание в творческой атмосфере; создание ситуации успеха для каждого ребенка; уважение к мыслям, суждениям ребенка; возможность выбора для ребенка вида деятельности; обеспечение терпеливой поддержки и внимания; профессиональное сотрудничество и сотворчество педагогических работников. 2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания. Сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников является одним из ключевых условий эффективности воспитания. 26 С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в Программе отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для детского сада важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе. Взаимодействие ДОУ с семьям воспитанников достигается с помощью мероприятий, проводимых в различных, в том числе и нетрадиционных формах: Информационно – аналитическая. Методы: -опрос, - тесты, -анкетирование, -интервьюирование, - наблюдение, -«Почтовый ящик» Они направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Наглядно-информационная. Методы: -видеофрагменты с организацией разных видов деятельности, занятий, режимных моментов; -выставки, -фотографии детских работ, -стенды, -папки-передвижки, -буклеты, -газета. Такие методы способствуют преодолению поверхностных суждений о роли дошкольного 27 учреждения, предоставляют практическую помощь семье, знакомят взрослых с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания. Досуговая. - праздники, -развлечения, -акции, -совместные досуги, -концерты, -соревнования, -экскурсии, -походы. Они направлены на установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Познавательная. Методы: -семинары-практикумы, -педагогическая гостиная, -мастер-классы, - родительские собрания ( в нетрадиционной форме- круглый стол, конференция и т.д) -консультаций в нетрадиционной форме, - игры с педагогическим содержанием, - день открытых дверей, -детско-родительский клуб, - проекты. Это методы, позволяющие знакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста и способствующие формированию у родителей практических навыков воспитания детей. В таких современных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников реализуется принцип диалога, партнерства. Главной положительной стороной таких форм является то, что всем участникам не навязывают готовую точку зрения, а вынуждают их думать и искать выход из данной сложившейся ситуации 28 Раздел III. Организационный 3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования: 1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения. 2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания. 3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания. 4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.). Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) : Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ. Уклад определяет общественный договор, основные правила жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, детей друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ. 29 Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги. № Шаг Оформление 1 Определить ценностно-смысловое Устав ДОУ, локальные акты, правила наполнение жизнедеятельности ДОУ. поведения для детей и взрослых, внутренняя символика. 2 Отразить сформулированное Программа воспитания. ценностно-смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОУ: - специфику организации видов деятельности; - обустройство развивающей предметно-пространственной среды; - организацию режима дня; - разработку традиций и ритуалов ДОУ; праздники и мероприятия. 3. Обеспечить принятие всеми -Требования к кадровому составу и участниками образовательных профессиональной подготовке отношений уклада ДОУ. сотрудников. Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. -Социальное партнерство ДОУ с социальным окружением. -Договоры и локальные нормативные акты. Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности. Воспитывающая среда строится по трем линиям: – «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и смыслами; 30 – «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда, направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности воспитания; – «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации цели воспитания. 3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ. Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым. Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка. Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах: – разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); – проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, 31 литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; – создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.). Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. 3.3. Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее — ППС) должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать: •оформление помещений; • оборудование; • игрушки. ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации. Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности Среда социокультурных должна быть условий, в экологичной, которых находится природосообразной организация. и безопасной. Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает экспериментирования, необходимость ребенку освоения научного возможность познавательного развития, новых технологий, раскрывает красоту знаний, познания, формирует научную картину мира. Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, Результаты труда представителей ребенка могут быть профессий отражены и и пр.) сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. 32 Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста. 3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса Реализация Рабочей программы воспитания обеспечивается педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384). Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагогов осуществляется в Описание процессе функционала, ее проектирования связанного с и организацией организации. и реализацией воспитательного процесса в соответствии с должностными характеристиками: Наименование должности Функционал, связанный с организацией и реализацией (в соответствии со воспитательного процесса штатным расписанием ОО) Заведующий детским - управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ; садом - создает условия, позволяющие педагогическому составу реализовать воспитательную деятельность; - проводит анализ итогов воспитательной деятельности в 33 ДОУ за учебный год; - планирует воспитательную деятельность в ДОУ на учебный год, включая календарный план воспитательной работы на учебный год; – регулирует воспитательную деятельность в ДОУ; - организует повышение квалификации и профессиональной переподготовку педагогов для совершенствования их психолого-педагогической и управленческой компетентностей; – ведет контроль за исполнением управленческих решений по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе осуществляется через мониторинг качества организации воспитательной деятельности в ДОУ) Воспитатель, - Содействует созданию благоприятных условий для музыкальный индивидуального развития и нравственного формирования руководитель, личности воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания; - создает благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого воспитанника; - организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) мероприятия, направленные на сохранение традиций, преумножение нравственных и культурных ценностей в условиях современной жизни; - организует участие воспитанников в мероприятиях, проводимых районными и другими структурами в рамках воспитательной деятельности; - расширяет сетевое взаимодействие по патриотическому воспитанию; – внедряет в практику новые технологии и научные достижений в области воспитания; -несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период воспитательного процесса. 34 Учитель-логопед -В тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками участвует в воспитательной деятельности; -консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; -изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности воспитанников с целью формирования у них патриотизма; -участвует в работе педагогических, методических советов, и других формах методической работы, рассматривающих вопросы организации воспитательной деятельности; - участвует в мероприятиях, предусмотренных Программой воспитания Младший воспитатель -Под руководством воспитателя осуществляет воспитательную деятельность; - участвует в создании условий для воспитательного процесса; -обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников Для более эффективного осуществления воспитательного процесса учреждение привлекает специалистов других организаций (см. п.2.2) Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности Система повышения квалификации педагогических кадров Педагогический коллектив ДОУ постоянно и непрерывно повышает свою профессиональную компетентность, использует разнообразные формы повышения квалификации. Педагоги имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал в различных сферах педагогической деятельности. 35 Самообразование педагогов: - изучение новой методической литературы; - работа над своей методической темой. Повышение квалификации педагогов на уровне ДОУ Участие в методической работе ДОУ: - педагогические советы; - семинары-практикумы; - консультации специалистов; - мастер – классы; - открытые просмотры; -обобщения и трансляции педагогического опыта и др. Повышение квалификации педагогов вне ДОУ: - участие в районных методических объединениях; - работа в творческих и проблемных группах Округа; - участие в РМО, конкурсах, конференциях и семинарах района; - курсы повышения квалификации в АО ИОО; - проблемные курсы и обучающие семинары АО ИОО, САФУ. Аттестация педагогических работников предусматривает оценку воспитательной деятельности. 3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей Инклюзия (дословно — «включение») — это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование — это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО. 36 На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются: 1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания; 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности; 5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка. Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются: 1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; 2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны 37 всех участников образовательных отношений; 3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей; 4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество; 5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире; 6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ; 7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации программы воспитания в ДОУ включает: - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО). - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. Основные локальные акты: - Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Малодорская СОШ» СП Детский сад «Радуга» ; - Рабочая программа воспитания в ДОУ; - Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной образовательной программы (далее – ООП ДО); - Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную деятельность в ДОУ) Перечень методических пособий и программ: Буре Р.С « Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»; Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России»-гражданско-патриотическое 38 воспитание дошкольников; Куцакова Л.В « Трудовое воспитание в детском саду» Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» 39