Рабочая программа воспитания дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малодорская средняя общеобразовательная школа» Структурное подразделение Детский сад «Радуга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малодорская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа воспитания
дошкольного образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Малодорская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение Детский сад «Радуга»

2021 год
1

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1. Цель и задачи Программы воспитания

1.1. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общности (сообщества ДОУ)
1.2.4. Социокультурный контекст
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОУ
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет). Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3м годам)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет). Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-м годам)

Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

2

Раздел 3. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Особые требования к условиям обеспечивающим достижения планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями
3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

3

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа воспитания (далее также – Программа) разработана
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,Э.М.Дорофеевой.
Рабочая программа воспитания является компонентом основной образовательной
программы МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга».
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения 3 к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде».
МБОУ «Малодорская СОШ» СП д/с «Радуга» (далее – ДОУ) руководствуется
определением понятия «образовательная программа», предложенным в Федеральном законе от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный
закон): «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических
материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025
годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования и социальное партнерство с другими организациями.
В структуру Программы воспитания включены три раздела – целевой, содержательный и
организационный,
в каждом из них имеется обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
ДОУ в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополнило
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее — ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей — социально4

коммуникативного, познавательного,
физического развития.

речевого,

художественно-эстетического

развития,

Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежать конституционные и национальные ценности
российского общества.
Целевые ориентиры в Программе рассматриваются, как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с
базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяются
направлениями программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
программе воспитания отражены образовательные отношения сотрудничества образовательной
организации с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных отношений.
Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности
и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребенком, они нашли свое отражение в
основных направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит
в
основе
трудового
направления
воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.

Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы
1. Цель и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского
общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми
национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

5

Направление воспитания: Патриотическое
Общие задачи по направлению
1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа.
2. Воспитание любви, уважения к национальным особенностям и чувства собственного
достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности.
4. Понимание единства природы и людей и воспитание бережного ответственного
отношения к родной природе.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Формирование у ребенка привязанности, любви к семье и близким, окружающему миру.
2.Ознакомление детей с семейными традициями.
3.Формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности.

Дошкольный возраст (до 8 лет)
1. Воспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране.
2. Формирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.
3. Ознакомление с традициям и значимыми местами, объектами населенного
пункта.
Направление воспитания: Социальное
Общие задачи по направлению
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о
слабых членах общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и
мальчикам).
6

3. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии
(сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
4. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
5. Формирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и
создавать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к
языку.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Подготовка к будущей семейной жизни, к роли матери и отца.
2. Развитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам
(одежде, прическе) и имени.
3. Формирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
4. Формирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть
рядом с ними.
5. Поощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!».
6. Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия,
доброты.
7. Формирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
8. Создавать условия для овладения ребенком речью.
9. Знакомство детей с образцами поведения на материале национального фольклора.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Воспитание у ребенка уважения и принятия ценности семьи и общества.
2. Формирование между мальчиками и девочками дружественных отношений,
основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов.
3. Формирование способности и поощрение проявлений ребенком сочувствия и заботы,
ответственности за свои действия и поведение, проявлений задатков чувства долга,
нравственных поступков.
4. Формирование у ребенка уважения и принятия различий между людьми.
5. Способствование формированию у ребенка основ речевой культуры.
6. Формирование у ребенка дружелюбия и доброжелательности, искренности,
7

правдивости, умения слушать и слышать собеседника.
7. Формирование у ребенка способности взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
8. Приобщение детей к участию в национальных играх;
9. Организация сотрудничества детей в проектной деятельности.
Направление воспитания: Познавательное
Общие задачи по направлению
1. Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.
2. Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.
3. Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Формирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в
поведении и деятельности.
2. Ознакомление ребенка с природой родного края (совместное со взрослым
наблюдение за природными явлениями и растениями своего региона).
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в
самовыражении, в том числе творческом.
2. Поощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в
различных видах деятельности и в самообслуживании.
3. Способствование формированию у ребенка первичной картины мира на основе
традиционных ценностей российского общества.
4.Создание условий для изучения свойств различных объектов своего региона;
Направление воспитания: Физическое и оздоровительное
Общие задачи по направлению
1. Способствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и
формированию рациональной осанки;
2. Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям,
формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и
8

безопасного образа жизни;
3. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости,
настойчивости и др.);
4. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1. Приобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук,
самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д.
2. Формирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным.
3. Формирование и поддержание интереса к физической активности.
4. Приобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО,
на природе.
5. Напоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю,
другому ребенку.
6. Ознакомление детей с национальными подвижными играми.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены.
2. Формирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
3. Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и
на прогулке, бережно относиться к ним.
4.Формирование представлений о семейном активном отдыхе.
5. Формирование понимания причин безопасного поведения в условиях своей
местности
Направление воспитания: Трудовое
Общие задачи по направлению
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду; познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
9

физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке.
2. Формирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях.
3. Формирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в
быту, в игре, в продуктивных видах деятельности
4. Знакомство с профессиями родителей.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к
людям труда и результатам их деятельности.
2. Поощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
3.Организация регулярных дежурств.
4.Воспитание уважительного отношения и интереса к профессиям в сельской
местности
Направление воспитания: Этико-эстетическое
Общие задачи по направлению
1. Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами,
интересами, удобствами, результатам творчества других детей.
2. Воспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах.
3. Воспитание культуры речи.
4. Воспитание культуры деятельности.
5. Формирование чувства прекрасного.
6. Построение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
1.Воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте.
2. Формирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься
10

продуктивными видами деятельности.
3. Поддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола
4. Знакомство с искусством и художественными произведениями своего региона.
5. Знакомство с традициями вежливого поведения своего региона.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
1.Формирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
2. Формирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
3. Формирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса.
4. Формирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом.
5. Знакомство с особенностями национальных костюмов.
6. Приобщение к ремеслам своего региона.

1.1.

Методологические

основы

и

принципы

построения

Программы

воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается на базовых
ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в
Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и
личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое
содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских
видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа

воспитания

построена

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
11

• принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод
личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
• принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
• принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона; • принцип
следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить
нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в
нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении
собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
• принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
• принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным
ценностям и их освоения;
• принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при
котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных,
культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.

Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1.Уклад образовательной организации
Уклад — общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО,
задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную
среду, деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
12

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются
всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями,
педагогами и другими сотрудниками ДОО).
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда — это особая форма организации образовательного
процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется
целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями,
образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются
ее насыщенность и структурированность.
1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность — это устойчивая система связей и отношений
между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
ДОО.
Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу
Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной
профессиональной
деятельности.
Воспитатель,
а
также
другие
сотрудники
должны:
• быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
• мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
• поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
• заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
• содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять
чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять
внимание к заболевшему товарищу;
• воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в
общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость,
доброжелательность и пр.);
• учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
• воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности,
цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача — объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО. Без совместного
обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и
в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и
полноценного развития и воспитания.
13

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у
всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам
и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком
и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и
отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников — необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним
такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в
том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со
старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими,
помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования
общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими — это
возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также
пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной
группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание
воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая
психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка,
отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов — это необходимые условия
нормальной жизни и развития детей. Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы
профессиональной этики и поведения:
• педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
• улыбка — всегда обязательная часть приветствия;
• педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
14

• педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за
поведение детей в детском саду;
• тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
• уважительное отношение к личности воспитанника;
• умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
• умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
• уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
• умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
• умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
• умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
• знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
• соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Педагог имеет право следовать за пожеланиями родителей только с точки зрения
возрастной психологии и педагогики.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой
человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на
идеи и поведение человека.
Социокультурные

ценности

являются

определяющими

в

структурно-

содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и
региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной
программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательной организации.
В

рамках

социокультурного

контекста

повышается

роль

родительской

общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут
выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:
15

• предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
• культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
• свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Планируемым результатам освоения Программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты

достижения

цели

воспитания

даны

в

виде

целевых

ориентиров,

представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного
возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо
линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно
сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной
программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе
в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей младенческого и
раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь
к семье, близким, окружающему миру

Социальное

Человек, семья, дружба,
сотрудничество

Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям
и способный бесконфликтно играть
16

рядом с ними. Проявляющий позицию
«Я сам!». Доброжелательный,
проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия
в случае одобрения и чувство
огорчения в случае неодобрения со
стороны взрослых. Способный к
самостоятельным (свободным)
активным действиям в общении.
Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
Познавательное

Знание

Проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в
поведении и деятельности.

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и т.
д. Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности. Соблюдающий
элементарные правила безопасности в
быту, в ОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях. Стремящийся к
самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься продуктивными видами
деятельности.

17

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста
(до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям.

Социальное

Человек, семья, дружба,
сотрудничество

Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства долга:
ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми,
освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интерес

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей российского
общества.

Физическое и

Здоровье

Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.

оздоровительное

18

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье
и в обществе на основе уважения к
людям труда, результатам их
деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении
поручений и в самостоятельной
деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной
из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения
ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе
определяются региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления
воспитания. Патриотизм — это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства
любви, интереса к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и
народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия;
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого
понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
19

• когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
• эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине — России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
• регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и
культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности
за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
• ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
• организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к российским общенациональным традициям;
• формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2.1.2.Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его
значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться
правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи,
группы. Формирование правильного ценностносмыслового отношения ребенка к
социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного
процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в
детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у
дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту
подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.

20

Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и
детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы.
Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в
обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление
личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
• организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. 15 п.), игры с
правилами, традиционные народные игры и пр.;
• воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
• учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
• учить детей анализировать поступки и чувства — свои и других людей;
• организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
• создавать доброжелательный психологический климат в группе
2.1.3.Познавательное направление воспитания
Ценность — знания. Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности
познания. Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии
и др.).
Направления деятельности воспитателя:
• совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения
опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для
восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
• организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
21

• организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа

конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность — здоровье. Цель данного направления — сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и
освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
• обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
• закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
• укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
• формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
• организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
• воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
• организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
• создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
• введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей.
Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок
вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных 17 направлениях воспитательной работы:
• формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
• формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте
• включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в
тесном контакте с семьей.
22

2.1.5.Трудовое направление воспитания
Ценность — труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на
детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его
нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к
труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей,
воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику
напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое
внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
• показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
• воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
• предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они
почувствовали ответственность за свои действия;
• собственным примером трудолюбия и занятости создавать у
соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

детей

• связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6.Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности — культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет
глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам
человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным,
сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
23

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной
страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО
должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях
воспитательной работы:
• учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
• воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных
местах;
• воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом;
• воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания — становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной
составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности
предполагают следующее:

воспитателя

по

эстетическому

воспитанию

• выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОО;
• организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и
др.;
• формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
• реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по
разным направлениям эстетического воспитания.
24

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
К особенностям организации воспитательного процесса в ДОУ относятся:
региональные и муниципальные особенности социокультурного и природного окружения;
социокультурное пространство сельской среды;
моноэтнический состав населения.
Выстраивать воспитательный процесс в ДОУ и решать задачи воспитания помогают:

Субъекты взаимодействия

Предмет взаимодействия

Дошкольные образовательные

Развитие социальной компетенции

организации

воспитанников, повышение профессиональной

Октябрьского окружного округа

компетентности педагогов ДОУ, трансляция и
изучение передового опыта.

МБОУ «Малодорская СОШ»

Обеспечение преемственности ступеней образования,
познавательное, трудовое и физическое развитие
воспитанников, повышение квалификации педагогов
ДОУ

МБУК «Устьянская МЦРБ»

Развитие социальной компетентности воспитанников,

филиал «Малодорская

художественно-эстетическое и краеведческое

библиотека»

развитие, знакомство с творческими людьми родного
края, патриотическое воспитание

МБУК «Малодорский КДК»

Развитие социальной компетентности воспитанников,
художественно-эстетическое, познавательное и
речевое развитие воспитанников.

МБУК «Устьянский

Краеведческое развитие, патриотическое воспитание,

краеведческий музей»

развитие социальной компетенции воспитанников

ТПМПК МО «Устьянский

Реализация инклюзивного образования, повышение

муниципальный район»

педагогической компетентности родителей в
воспитании, развитии и обучении детей дошкольного
возраста с ОВЗ
25

ГБУЗ АО «Устьянская ЦРБ»

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников

«Малодорский ФАП»
Особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами:
системность;
длительность;
договорной характер
В ДОУ функционирует логопункт, где учитель-логопед оказывает помощь детям
с нарушениями речи. При планировании и организации воспитательной деятельности он
активно взаимодействует с педагогами. Дети с ОВЗ являются участниками всех
мероприятий учреждения.
В воспитательной деятельности учреждение использует различные инновационные
технологии: квест-технологию,технологию исследовательской деятельности, технологию
проектов,

кейс-технологию,

здоровьесберегающую

технологию

и

др.

Ключевые элементы уклада ДОУ:
воспитание детей в обстановке любви и доброжелательности;
обеспечение устойчиво положительного, комфортного эмоционального состояния детей;
воспитание в творческой атмосфере;
создание ситуации успеха для каждого ребенка;
уважение к мыслям, суждениям ребенка;
возможность выбора для ребенка вида деятельности;
обеспечение терпеливой поддержки и внимания;
профессиональное сотрудничество и сотворчество педагогических работников.

2.3.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) воспитанников
является одним из ключевых условий эффективности воспитания.
26

С учетом особенностей социокультурной сферы современного детства в Программе
отражается сотрудничество учреждения с семьями дошкольников, а также со всеми
субъектами образовательных отношений. Только при подобном подходе возможно
воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей, готовить их к
жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе. Для детского сада важно
интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет
семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в воспитательном процессе.
Взаимодействие ДОУ с семьям воспитанников достигается с помощью мероприятий,
проводимых

в

различных,

в

том

числе

и

нетрадиционных

формах:

Информационно – аналитическая.
Методы:
-опрос,
- тесты,
-анкетирование,
-интервьюирование,
- наблюдение,
-«Почтовый ящик»
Они направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Наглядно-информационная.
Методы:
-видеофрагменты с организацией разных видов деятельности, занятий, режимных
моментов;
-выставки,
-фотографии детских работ,
-стенды,
-папки-передвижки,
-буклеты,
-газета.
Такие методы способствуют преодолению поверхностных суждений о роли дошкольного

27

учреждения, предоставляют практическую помощь семье, знакомят взрослых с задачами,
условиями, методами и содержанием воспитания.
Досуговая.
- праздники,
-развлечения,
-акции,
-совместные досуги,
-концерты,
-соревнования,
-экскурсии,
-походы.
Они направлены на установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями, детьми.
Познавательная.
Методы:
-семинары-практикумы,
-педагогическая гостиная,
-мастер-классы,
- родительские собрания ( в нетрадиционной форме- круглый стол, конференция и т.д)
-консультаций в нетрадиционной форме,
- игры с педагогическим содержанием,
- день открытых дверей,
-детско-родительский клуб,
- проекты.

Это методы, позволяющие знакомить родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста и способствующие формированию у
родителей практических навыков воспитания детей.
В таких современных формах взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников реализуется принцип диалога, партнерства. Главной положительной
стороной таких форм является то, что всем участникам не навязывают готовую точку
зрения, а вынуждают их думать и искать выход из данной сложившейся ситуации

28

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ДОУ обеспечивает формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными
принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОУ направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания при переходе с уровня дошкольного образования
на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том
числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) :
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так
и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей
ДОО, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников,
родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяет общественный договор, основные правила жизни и отношений в
ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, между
педагогами и родителями, детей друг с другом. Уклад включает в себя сетевое
информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений
в социальных сетях.
Уклад определяет специфику и конкретные формы организации распорядка
дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
29

Процесс проектирования уклада ДОУ включает следующие шаги.
№

Шаг

Оформление

1

Определить ценностно-смысловое

Устав ДОУ, локальные акты, правила

наполнение жизнедеятельности ДОУ. поведения для детей и взрослых,
внутренняя символика.
2

Отразить сформулированное

Программа воспитания.

ценностно-смысловое наполнение во
всех форматах жизнедеятельности
ДОУ:
- специфику организации видов
деятельности;
- обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
- организацию режима дня;
- разработку традиций и ритуалов
ДОУ;
праздники и мероприятия.
3.

Обеспечить принятие всеми

-Требования к кадровому составу и

участниками образовательных

профессиональной подготовке

отношений уклада ДОУ.

сотрудников. Взаимодействие ДОУ с
семьями воспитанников.
-Социальное партнерство ДОУ с
социальным окружением.
-Договоры и локальные нормативные
акты.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая
среда

раскрывает

заданные

укладом

ценностно-смысловые

ориентиры.

Воспитывающая среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада,
которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
– «от взрослого», который создает предметно-образную среду, насыщая ее ценностями и
смыслами;
30

– «от совместной деятельности ребенка и взрослого» – воспитывающая среда,
направленная на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывающая смыслы и ценности
воспитания;
– «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет
и получает опыт позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные
взрослым.
Совокупность уклада и воспитывающей среды составляют условия реализации
цели воспитания.
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ.
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой,
каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком
совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит
стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен
взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает
смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач
воспитания.

Событием

может

быть

не

только

организованное

мероприятие,

но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней
встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в
соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОУ, группы, ситуацией
развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование,
спортивные игры и др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство,

31

литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов
России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из
соседнего детского сада и т. д.).
Проектирование

событий

позволяет

построить

целостный

годовой

цикл

методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это
поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее — ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
•оформление помещений;
• оборудование;
• игрушки.

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать

их

принятию

и

раскрытию

ребенком.

Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие
особенности
Среда

социокультурных
должна

быть

условий,

в

экологичной,

которых

находится

природосообразной

организация.

и

безопасной.

Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда

обеспечивает

экспериментирования,
необходимость

ребенку

освоения

научного

возможность

познавательного

развития,

новых

технологий,

раскрывает

красоту

знаний,

познания,

формирует

научную

картину

мира.

Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает
ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников,
героев

труда,

Результаты

труда

представителей
ребенка

могут

быть

профессий
отражены

и

и

пр.)

сохранены

в

среде.

Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает
смысл

здорового

образа

жизни,

физической

культуры

и

спорта.
32

Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России,
знакомства

с

особенностями

региональной

культурной

традиции.

Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически
привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.

3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Реализация

Рабочей

программы

воспитания

обеспечивается

педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены
в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и
служащих

(раздел

«Квалификационные

характеристики

должностей

работников

образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный №
18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки
Российской

Федерации

«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,
регистрационный

№

30384).

Методическая детализация реализации воспитательной деятельности педагогов
осуществляется

в

Описание

процессе
функционала,

ее

проектирования

связанного

с

и

организацией

организации.
и

реализацией

воспитательного процесса в соответствии с должностными характеристиками:

Наименование должности

Функционал, связанный с организацией и реализацией

(в соответствии со

воспитательного процесса

штатным расписанием ОО)
Заведующий детским

- управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;

садом

- создает условия, позволяющие педагогическому составу
реализовать воспитательную деятельность;
- проводит анализ итогов воспитательной деятельности в
33

ДОУ за учебный год;
- планирует воспитательную деятельность в ДОУ на
учебный год, включая календарный план воспитательной
работы на учебный год;
– регулирует воспитательную деятельность в ДОУ;
- организует повышение квалификации и профессиональной
переподготовку педагогов для совершенствования их
психолого-педагогической и управленческой
компетентностей;
– ведет контроль за исполнением управленческих решений
по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества организации
воспитательной деятельности в ДОУ)
Воспитатель,

- Содействует созданию благоприятных условий для

музыкальный

индивидуального развития и нравственного формирования

руководитель,

личности воспитанников, вносит необходимые коррективы
в систему их воспитания;
- создает благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого воспитанника;
- организует и проводит с участием педагогических
работников и родителей (лиц, их заменяющих)
мероприятия, направленные на сохранение традиций,
преумножение нравственных и культурных ценностей в
условиях современной жизни;
- организует участие воспитанников в мероприятиях,
проводимых районными и другими структурами в рамках
воспитательной деятельности;
- расширяет сетевое взаимодействие по патриотическому
воспитанию;
– внедряет в практику новые технологии и научные
достижений в области воспитания;
-несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность
воспитанников в период воспитательного процесса.
34

Учитель-логопед

-В тесном контакте с воспитателями и другими
педагогическими работниками участвует в воспитательной
деятельности;
-консультирует педагогических работников и родителей
(лиц, их заменяющих) по применению специальных методов
и приемов оказания помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья;
-изучает индивидуальные особенности, способности,
интересы и склонности воспитанников с целью
формирования у них патриотизма;
-участвует в работе педагогических, методических советов,
и других формах методической работы, рассматривающих
вопросы организации воспитательной деятельности;
- участвует в мероприятиях, предусмотренных Программой
воспитания

Младший воспитатель

-Под руководством воспитателя осуществляет
воспитательную деятельность;
- участвует в создании условий для воспитательного
процесса;
-обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников

Для более эффективного осуществления воспитательного процесса учреждение
привлекает специалистов других организаций (см. п.2.2)
Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте
означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса,
подчиненное идее целостности формирования личности
Система повышения квалификации педагогических кадров
Педагогический коллектив ДОУ

постоянно и непрерывно повышает свою

профессиональную компетентность, использует разнообразные формы повышения
квалификации. Педагоги имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал в
различных сферах педагогической деятельности.
35

Самообразование педагогов:
- изучение новой методической литературы;
- работа над своей методической темой.
Повышение квалификации педагогов на уровне ДОУ
Участие в методической работе ДОУ:
- педагогические советы;
- семинары-практикумы;
- консультации специалистов;
- мастер – классы;
- открытые просмотры;
-обобщения

и

трансляции

педагогического

опыта

и

др.

Повышение квалификации педагогов вне ДОУ:
- участие в районных методических объединениях;
- работа в творческих и проблемных группах Округа;
- участие в РМО, конкурсах, конференциях и семинарах района;
- курсы повышения квалификации в АО ИОО;
- проблемные курсы и обучающие семинары АО ИОО, САФУ.
Аттестация педагогических работников предусматривает оценку воспитательной деятельности.

3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно — «включение») — это готовность образовательной системы
принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей
(психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных,
религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для
проектирования
воспитывающих
сред,
деятельностей
и
событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование — это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
36

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для
детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность
включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная
воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности
достижений
каждого
ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании
развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной
деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских
группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в
команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации
его
развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и
общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах.
Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта
самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
37

всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в
развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в
целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об
окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.6. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания в ДОУ включает:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о
Стратегии развития воспитания до 2025 г.
Основные локальные акты:
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Малодорская
СОШ» СП Детский сад «Радуга» ;
- Рабочая программа воспитания в ДОУ;
- Рабочие программы воспитания педагогов групп, как часть основной образовательной
программы (далее – ООП ДО);
- Документы, регламентирующие воспитательную деятельность в ДОУ (штатное
расписание, обеспечивающее кадровый состав, реализующий воспитательную
деятельность в ДОУ)
Перечень методических пособий и программ:
Буре Р.С « Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду»;
Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живем в России»-гражданско-патриотическое
38

воспитание дошкольников;
Куцакова Л.В « Трудовое воспитание в детском саду»
Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду»
И.А.Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным
творчеством»

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».