РПВ НОО

Приложение №1 к приказу
от 02.09.2024 № 85 о/д

Рабочая программа воспитания
начального общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Малодорская средняя
общеобразовательная школа»

с. Малодоры
2024
1

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания

(далее — Программа) Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения «Малодорская средняя общеобразовательная школа» с.Малодоры
Устьянского района Архангельской области (далее – школа) разработана с учётом Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025
годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от
02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС)
начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего
образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа

предназначена для планирования и организации системной воспитательной

деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности
обучающихся.

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники
общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в
соответствии

с

законодательством

Российской

Федерации,

локальными

актами

общеобразовательной организации. Родители (законные представители) несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых
(гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся.
Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется

и

осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к
мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в
сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие
личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение ими знаний
4

норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения
обучающимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие
мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется

и

осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного,

личностно-ориентированного

подходов

и

с учётом

принципов

воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и
взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.

1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
 гражданское воспитание— формирование российской гражданской идентичности,
принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание— воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
 духовно-нравственное воспитание—воспитание на основе духовно-нравственной
культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
5

 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия— развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание —воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда
(своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
 экологическое
воспитание
—
формирование
экологической
культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
 ценности научного познания— воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ
начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования

установлены

в

соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулирована уровнях начального общего,
основного общего, среднего общего образования по направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
 Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине —
России, её территории, расположении.
 Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий
уважение к своему и другим народам.
6

 Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
 Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего
региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним
уважение.
 Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе,
гражданских правах и обязанностях.
 Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по
возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
 Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
 Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
 Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
 Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
 Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
 Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
 Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
 Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
 Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
 Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
 Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
 Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
 Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
 Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
 Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление.
 Проявляющий интерес к разным профессиям.
 Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание

7

 Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
 Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
 Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
 Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
 Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
 Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

8

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад образовательной организации
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МБОУ «Малодорская СОШ» является средней общеобразовательной школой, численность
обучающихся 100 + 10человек, численность педагогического коллектива – 22 человека. Обучение
ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее
образование, среднее общее образование.
МБОУ «Малодорская СОШ» - это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров,
спортивных школ и школ искусств. В ней обучаются чуть больше ста обучающихся. Данные факторы
вносят особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные
стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городах, сохраняется
внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда
естественна и приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду
собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только
образовательным, но и культурным центром села.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к
семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически все
педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают
личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях школьников, что
способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,
школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов,
существует реальная возможность проявить себя в общем деле. Нет резкой обособленности между
классами, обучающимися разного возраста. Контингент обучающихся однородный.
В процессе воспитания сотрудничаем с Малодорским Домом культуры (МБУК «Устьяны» СП
«Малодорское»), администрацией МО «Малодорское», сельской библиотекой, Устьянским
краеведческим музеем, МБОУ ОСОШ №2 СП «Устьянский ДЮЦ» и др. Начали принимать участие в
проектах «Российского движения школьников».
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
9

анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других
совместных дел педагогов и школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в
совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов,
кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений.

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Направления воспитательной работы раскрываются в следующих модулях.
Модуль 1. Урочная деятельность
Обучение является средством воспитания.
В

свою

очередь,

воспитание,

формируя

такие

качества

личности

обучающегося

как

целеустремленность, ответственность, любознательность, дисциплинированность, настойчивость
повышает эффективность обучения.
Воспитание должно «играть» на обучение, а правильно организованное обучение должно решать
задачи воспитания.
Полноценное раскрытие воспитательных возможностей урока требует специальной работы учителя
на этапах:
а) подготовки к уроку;
б) проведения урока;
в) самоанализа урока.
При подготовке к уроку учитель:
1) формулирует воспитательные цели урока;
или планирует личностные результаты урока;
2) выделяет образно-эмоциональный центр урока;
3) отбирает в содержании учебных предметов воспитательно-значимые компоненты:
 примеры подлинной нравственностиi, патриотизма / служения Родине, духовности,
гражданственности, гуманизма;
 примеры научного подвига;
10

 факты о жизненной позиция и человеческих качества ученых, писателей художников,
композиторов, исторических деятелей;
 мировоззренческие идеи;
 материал, формирующий мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе.
4) планирует воспитательный эффект используемых форм, методов, приемов, средств
обучения.
При проведении урока учитель осуществляет воспитание средствами:
1) создания условий для активной, эмоционально-окрашенной деятельности учащихся на
уроке;
2) формирования эмоционально-ценностного (личностного) отношения к усваиваемому
учебному материалу
3) оптимального сочетания различных методов обучения:
 репродуктивных

методов

(воспитание

организованности,

исполнительности,

ответственности);
 методов организации познавательной самостоятельности и активности (воспитание
творческого начала, формирование познавательного интереса);
4) сочетания различных форм обучения:
 групповая форма (воспитание умения достигать взаимопонимания, сотрудничать для
достижения

общих

результатовii;

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах)
 индивидуальная

форма

самостоятельности,

(воспитание

аккуратности,

трудолюбия,

ответственности,

настойчивости,

умений

трудиться,

упорства,
преодолевать

сложности, формирование у обучающегося понимания важности опоры на свои силы);
5) использования воспитательной функции оценки
6)

рационализации

использования

времени

на

уроке

(воспитание

внутренней

организованности, собранности, дисциплинированности);
Учитель использует воспитательные возможности урока, опираясь на следующее:
 обучение на высоком уровне трудности через постепенное наращивание трудностей
(воспитание целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, воли, умений
трудиться);

11

 создание ситуации успеха, в особенности – для обучающихся, имеющих низкие
образовательные результаты / имеющих затруднения в обучении;
 создание на уроке здоровой, мажорной, доброжелательной атмосферы;
 поощрение, поддержка инициативы и усилий ребенка в познавательной деятельности.
Воспитывающим фактором является высокая квалификация учителя, его ответственное
отношение к своей работе.
Само пространство класса, внешний вид учителя, его речь, стиль общения должны являть
собой образцы современной культуры.
Задачи воспитания решатся на каждом уроке и средствами всех учебных предметов. Вместе с
тем, можно говорить об определенной «воспитательной» специализации учебных предметов.
Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе помогает сформировать
изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности».
Реализация задач развития эстетического сознания обучающихся возлагается, прежде всего,
на уроки предметной областей «Филология», «Искусство»
Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, решается всеми учебными предметами, но в
первую

очередь

-

на

уроках предметных областей

«Общественно-научные

предметы»,

«Естественнонаучные предметы».
Урок имеет воспитывающий характер, если он формирует у обучающихся познавательный
интерес. Такой интерес стимулируют:
 новизна учебного материала, демонстрация новых граней ранее изученного материала, показ
достижений современной науки, анализ практической роли знаний;
 многообразие

самостоятельных

работ

и

сменяемость

их

форм,

проблемность,

исследовательский подход, творческие работы, практические работы;
 эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм
учителя, соревнование.
Воспитательные возможности урока заключены не только в содержании, но и в способах,
формах деятельности учителя и обучающихся на уроке.
Формы обучения (работа в коллективе сверстников) включает школьников в отношения
взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские
качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Групповая
12

форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера,
так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных,
групповых и парных форм работы. Усиление воспитывающего потенциала обучения достигается
применением

необычных

уроков:

урок-размышление,

урок-праздник,

научно-практические

конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по
заявкам и т. п.
Примерами отдельных форм, видов, приемов деятельности, позволяющих реализовать
возможности урока являются:
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в
различных ситуациях;
организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
подбор соответствующих (этических, «воспитательных») текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
этическая интерпретация художественных, научных, публицистических текстов;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работыв
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

13

Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие
большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
«Новогодний КВН» для детей, родителей, жителей села и Устьянского района;
«Митинг 9 мая» - для всех жителей поселения;
«Акция «Бессмертный полк» (совместно с Малодорским ДК);
«Лыжня России» и «Кросс наций»;
«Урок Памяти»;
«Соревнования по волейболу» между командами школ Устьянского района, между взрослыми
командами рабочих коллективов Устьянского района;
участие в различных сельских, районных, областных и всероссийских акциях экологической,
патриотической, спортивной и краеведческой направленности.
На школьном уровне:
общешкольный поход в сентябре для детей, родителей и педагогов;
общешкольные праздники («День знаний», «День Учителя», «Осенняя дискотека», «Новогодняя
программа», «Прощание с Азбукой», «Масленица», концерт к 8 марта, праздничная программа к 9
мая, «Последний звонок»);
торжественные ритуалы посвящения в кадеты, «Орлята России», Первых, Юннатов и в выпускники;
тематические недели и дни (Недели науки, футбола, выпускника; Дни здоровья, счастья, Памяти)
церемония награждения (по итогам года) школьников за успехи в обучении, за активное участие в
жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за
подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие
представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
Методика организации и проведения ключевых школьных дел
Основу организация и проведения ключевых общешкольных дел составляет методика КТД
(коллективных творческих дел).
14

Методика КТД включает следующие этапы:
1) Предварительная работа. Обсуждение проблем, существующих в коллективе, педагогических
целей и задач. Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе?
Кому быть организатором?
2) Коллективное планирование. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты
КТД. Один из вариантов отбирается для осуществления или на базе нескольких предложений
КТД создается сводный проект. Затем выбирается совет дела из представителей каждого
первичного коллектива.
3) Коллективная подготовка. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов,
разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между
первичными коллективами, а затем руководит выполнением задуманного.
4) Проведение дела. Этап включает в себя приготовление перед началом КТД, само проведение
дела и его завершение (подведение итогов).
5) Коллективный анализ. Проведенное дело обсуждается на общем сборе, причем каждый
первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно
вносит свои предложения на будущее.
6) Ближайшее последствие. Коллективное осуществление тех предложений, которые были
высказаны на итоговом сборе.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных
дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные
отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения в обществе.
Классные дела:
проведение классных вечеров;
разработка и реализация социальных и творческих проектов;
просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач;
посещение театральных постановок и концертов, музеев, выставок;
посещение

производственных

предприятий,

образовательных

и

культурных

организаций;
15

организация праздников;
организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся;
подготовка и проведение бесед: «О любви, верности и дружбе», «О принципиальности и
искренности», «О чистоте мысли и бескорыстии поступка» и т.д.;
участие в общественно полезном труде в помощь школе, селу, родному краю;
участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе
о животных, живых существах, природе;
проведение сюжетно-ролевых игр;
проведение творческих конкурсов внутри класса;
проведение спортивных соревнований;
проведение краеведческой, поисковой работы;
создание актива класса (детского актива);
озеленение класса;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к
личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе,
предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой
проблеме, создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные
ученическими микро-группами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
профилактика асоциального поведения
ведение системы учета детей, семей групп социального риска, реализацию специальных
программ профилактической работы с ними;
реализация профилактических программ для детей группы риска, обеспечение подростков
информацией об опасных последствиях алкоголизма, наркомании, курения, «внедрения»
упражнений и заданий, развивающих навыки ответственного отношения к здоровью и исключающих
рискованное поведение, наносящее вред здоровью и социальному благополучию;
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты
16

наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся,
учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии,
организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда
каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую
они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных
портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои
успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые
школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то
или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные

консультации

классного

руководителя

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по
ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев
их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
повышение педагогической культуры родителей;
содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания;
использование различных формы работы, в том числе: родительское собрание, ролевая игра,
собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер
вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.;

17

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их обучающихся,
о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных
на сплочение семьи и школы.

Модуль «Внеурочная деятельность»
Воспитание на занятиях
осуществляется через:

школьных

курсов

внеурочной

деятельности

преимущественно

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им
возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе
важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование в творческих объединениях, секциях, студиях, детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально
значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного
образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира: «Полиглотик», «Умники и умницы», «Юные читатели»,
«Хочу все знать!», «Воинская слава России» и др.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
18

на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное
развитие: «Изостудия», «Рукоделие», «Столярное дело», «Хореография».
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Тропинка к своему Я», работа
отряда «Гринстеп».
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда: «Туризм», «Мой край» и др.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых: «Подвижные игры», «Настольный
теннис», «ОФП», «Футбол», «Волейбол», «Баскетбол», «ГТО», «Строевая подготовка».
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: «Эрудит» и др.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность,

самостоятельность,

ответственность,

трудолюбие,

чувство

собственного

достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:


через работу постоянно действующего Совета Первых, инициирующего и организующего

проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.д.);


через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных

конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
19



через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров

(старост и помощников старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой Совета Первых и классных руководителей;


через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в

походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:


через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ

общешкольных и внутриклассных дел;


через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по

контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и
т.д.
Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация»
включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только
профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности, включающей в
себя построение персонального образовательно-профессионального маршрута.
На региональном и всероссийском уровне:
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет:
просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение
открытых уроков (ПРОектория, Атлас новых профессий).
На муниципальном и региональном уровнях:

экскурсии на предприятия села, дающие

школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии и в учебные заведения среднего профессионального образования:
Устьянский индустриальный техникум; посещение дней открытых дверей в средних специальных
учебных заведениях, участие в районных «Классных встречах», организуемых по инициативе РДДМ,
участие в мероприятиях «Клуба профориентации Устьянского района»
На школьном уровне: освоение школьниками основ профессии в рамках дополнительных
образовательных программ, циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку

школьника

к

осознанному

планированию

и

реализации

ребенком

своего
20

профессионального будущего; родительские собрания о профессиональном самоопределении детей
в старших классах.
На уровне классов:
прохождение курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, расширяющие знания
школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной школьникам профессиональной деятельности; совместное с педагогами изучение
ресурсов интернета, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования.
На индивидуальном уровне:
участие в проектной деятельности, составление учащимися профессиограмм будущей
профессии (работа с Матрицей выбора профессии; проведение профессиональных проб по пяти
профессиональным сферам – «Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – Природа»,
«Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактическую

работу в

образовательной

организации

осуществляют

классный

руководитель, учителя, педагог-психолог, социальный педагог, педагог -организатор, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, приглашенные специалисты.
Школа организует профилактическую работу с коллективом класса; индивидуальную работу с
обучающимися; работу с педагогическим коллективом; работу с родителями обучающихся или их
законными представителями, организациями профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. В реализации деятельности специалисты учитывают возрастные и личностные
особенности обучающихся.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «Профилактика и
безопасность» включает в себя мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности,
правонарушений и преступлений школьников; формирование правовой культуры, законопослушного
поведения и гражданской ответственности; воспитание основ безопасности жизнедеятельности
человека, проявления толерантности по отношению к окружающим.
Работа с классным коллективом:
- проведение классных часов, тренингов, праздников, конкурсов, соревнований на темы,
касающиеся

правового

просвещения,

законопослушного

поведения,

основ

безопасности

жизнедеятельности;
- инициирование и поддержка участия класса в профилактических мероприятиях, оказание
необходимой помощи в их подготовке, проведении и анализе (месячник безопасности, выставки,
соревнования, беседы, акции и другие формы досуга);
21

- ведение социального паспорта класса;
- раннее выявление обучающихся с проявлениями отклоняющегося поведения;
- вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования с целью организации
занятости в свободное время.
- размещение на стендах информация, касающаяся вопросов правового просвещения, в том
числе памятки, буклеты.
Индивидуальная работа с обучающимися:
- наблюдение педагогами за поведением обучающихся и выявление несовершеннолетних,
которым необходимы индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение и организация
индивидуальной профилактической работы;
- проведение диагностик, направленных на выявление различных форм отклоняющегося
поведения;
- посещение классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом
уроков с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к занятиям;
- оказание индивидуальной социально-психологической (проведение занятий с педагогомпсихологом, социальным педагогом) и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим
отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении (через профилактические беседы);
- составление характеристик на обучающихся (по запросу);
- организация занятости детей во внеурочное время, в период каникул;
- организация летнего отдыха и летнего трудоустройства обучающихся;
- посещения семей на дому (по необходимости).
Работа с педагогическим коллективом:
- консультации классного руководителя, учителей-предметников по вопросам профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изменениях в законодательстве;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса,
отдельных обучающихся;
- привлечение учителей к участию в профилактических мероприятиях для обучающихся и их
родителей;
- привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий
в профилактической работе;
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
- организация родительских собраний (в классе или в школе), на которых обсуждаются
наиболее острые проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, безопасности
жизнедеятельности человека;
- привлечение членов семей школьников к организации профилактических мероприятий;
- повышение правовой грамотности родителей;
22

- привлечение родителей к совместной организации досуговой деятельности обучающихся;

- организация в классе и школе праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с включением в их
подготовку и проведение родителей обучающихся;
- психолого-педагогическое консультирование родителей по актуальным вопросам
воспитания и обучения детей;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им
консультативной помощи в обучении и воспитании детей;
-

помощь

родителям

в

регулировании

отношений

между родителями,

детьми,

администрацией школы и учителями-предметниками;
- информирование родителей о сложных/конфликтных ситуациях в классе и школе;
- анкетирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей, профилактики
безнадзорности и правонарушений и пр.
Работа с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних:
- планирование системы мероприятий, направленных на профилактику правонарушений
несовершеннолетних, формирование основ законопослушного поведения обучающихся;
- информирование администрации и педагогов образовательной организации о семьях, которым
необходима индивидуальная профилактическая помощь;
- реализация мероприятий, включенных в планы индивидуальной профилактической работы;
- участие в проведении классных часов и иных мероприятий на темы, касающиеся правового
просвещения и других направлений профилактической работы;
- участие в проведении родительских собраний, занятий по правовому просвещению
педагогов и родителей обучающихся.
Модуль «Школьные медиа»
Цель медиа в школе – развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
-

школьная

интернет-группа

–

разновозрастное

сообщество

школьников,

педагогов

поддерживающие интернет-сайт школы и группы в социальных сетях «ВКонтакте» с целью
освещения

деятельности

образовательной

организации

в

информационном

пространстве,

привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы
и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
23

- участие в районных и региональных конкурсах школьных средств массовой информации.
Участие обучающихся в системе школьных медиа развивает такие важные личностные
качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи,
дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися
свои возможности в избранной области деятельности, влияет на профессиональное самоопределение.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая школьника предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной
организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:


оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролетов и др.);



благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с
обучающимися;



роспись стен разными видами строительных красок и перманентными маркерами;



размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих
их с работами друг друга, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира,



фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;



озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб;



оборудование во дворе школы
приспособленных

для

спортивных и

школьников

разных

игровых площадок,

возрастных

категорий,

доступных и

оздоровительно-

рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны
активного и тихого отдыха.


привлечение учителей, обучающихся к посадке растений, к созданию клумб, поддержанию
чистоты территории школьного участка, территорий социальных партнеров и другим видам
несложных работ .



В коридоре школы имеется напольная шахматная доска с фигурами (шахматами и шашками),
в верхней рекреации имеются два специальных шахматных стола, где проходят шахматные
турниры, сеансы одновременной игры в шахматы, обучающиеся начальной школы осваивают
азы игры в шахматы.
24



в школе принято ярко, интересно, творчески проводить праздники: День знаний, День
учителя, Последний звонок для выпускников, Выпускной вечер. Эти события оформляются с
привлечением команд обучающихся и педагогов.

Модуль «Детские общественные объединения»
В школе действует первичное отделение Российского движения детей и молодежи (РДДМ).
Деятельность объединения в школе предусматривает совместные действия детей и взрослых,
объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и
личностной самореализации.
Воспитание в РДДМ осуществляется через:
утверждение и

последовательную реализацию демократических процедур

(выборы

руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально
значимый опыт гражданского поведения;
создание и организация деятельности проектных разновозрастных команд в соответствии с
задачами детского общественного объединения;
организацию общественно полезных дел;
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным объединением;
встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения
для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе;
выездные многодневные районные разновозрастные сборы детского объединения;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на
благо конкретных людей и социального окружения в целом.
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги — специалисты
с

большим

опытом

педагогической

деятельности.

Профессионализм

педагогических

и

управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и
результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации
25

педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения
педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы ОУ и имеющихся у самих
педагогов интересов.
Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через:
-курсы повышения квалификации;
- регулярное проведение и участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях;
- изучение научно-методической литературы;
- знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
В МБОУ «Малодорская СОШ» работает: 22 педагога, 8 педагогов дополнительного образования, 1 –
педагог-психолог, 1 социальный педагог, 10 классных руководителей, 1 педагог-организатор, 1
советник по воспитанию, 1 заместитель директора по УВР. Кадровое обеспечение программы
формируется в соответствии с организационной структурой образовательного учреждения на
основании регламентов, порядков, положений, установленных региональным законодательством.

26

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Нормативные акты образовательной организации по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:


Порядок приема на обучение по образовательным программам образования



Порядок и основание перевода, отчисления и восстановления обучающихся



Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между
образовательной

организацией

и

обучающимися

и

(или)

родителями

(законными

представителями) обучающихся.
Локальные акты, регламентирующие управление образовательной организации:


Устав образовательной организации



Положение о Педагогическом Совете



Положение о Совете родителей



Положение об общем родительском собрании



Программа развития образовательной организации

Локальные акты, регламентирующие организационные аспекты деятельности образовательной
организации:


Правила внутреннего трудового распорядка



Положение о бракеражной комиссии



Положение о создании необходимых условия для охраны и укрепления здоровья,

организации питания обучающихся и работников образовательной организации


Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками

образовательных отношений
Локальные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса:


Положение об индивидуальном учебном плане



Положение о режиме образовательной деятельности об образовательной нагрузке

обучающихся


Локальные акты,

регламентирующие оценку и

учет

образовательных

достижений

обучающихся:
Положение о внутренней системе оценки качества образования

Локальные

акты,

регламентирующие

права,

обязанности

и

ответственность

работников

образовательной организации:
27



Положение о профессиональной этике педагогических работников и специалистов



Положение о профессиональной переподготовке и повышения квалификации педагогических
работников



Положение о рабочей программе педагога



Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки работникам

Локальные

акты,

регламентирующие

права,

обязанности

и

ответственность

работников

образовательной организации:


Положение об официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети
"ИНТЕРНЕТ" в формате предоставления на нем информации



Положение о защите персональных данных обучающихся и родителей (законных
представителей) обучающихся



Положение об инвентаризационной комиссии

3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех
участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
28

вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся
с особыми образовательными потребностями.

3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных

целях.

Поощрения

выносятся

за

достижения

в

области

творческой,

интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через
сайт школы, социальные сети) проведение награждений на еженедельной общешкольной
линейке);
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике,
выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот,
дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на
праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности,
педагогов-наставниковнаграждаемых);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур);
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных
наград, и коллективных дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими награду и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества,

самих

обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних
организаций, ихстатусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить
стимулирующее действие системы поощрения).
29

В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- похвальная грамота «Лучшему классу года»;
- награждение благодарностями за активное участие в волонтерских и др. акциях;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений
обучающихся в конкурсах рисунков, плакатов, исследовательских работ, проектов,
спортивных соревнованиях и т.п.
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными
письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Кроме того, практикуется такая форма поощрения проявлений активной жизненной
позиции обучающихся и социальной успешности, как благотворительная поддержка.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может
заключаться в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел,
мероприятий, проведения

внешкольных

мероприятий,

различных

форм

совместной

деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Использование всех форм поощрений, а также привлечение благотворителей (в том числе из
родительского сообщества), их статус, акции, деятельность соответствуют укладу школы, цели,
задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с представителями родительского
сообщества

во

избежание

деструктивного

воздействия

на

воспитывающую

среду,

взаимоотношения в школе. Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся
собирают (накапливают) артефакты, фиксирующие и символизирующие их достижения,
личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.

3.5 Анализ воспитательного процесса
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным
школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и
последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в школе, являются:

30

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим
воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на
изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников,
ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат
как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными
институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного
развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по
учебно-воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании
методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание

педагогов

сосредотачивается

на

следующих

вопросах:

какие

прежде

существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный
год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
31

Осуществляется анализ заместителем директора по учебно-воспитательной работе, классными
руководителями, обучающимися и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами,
лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные
результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект
направленных на это управленческих решений.

32

Приложение 1
Анкета
для самоанализа организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых
Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых. Ваша оценка
может находиться в пределах от 1 до 10 баллов. Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними»
характеристиками этой деятельности, а после этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий
Вашей личной оценке.
Проблемы, которых следует
Оценочная шкала Идеал, на который следует
избегать
ориентироваться
Качество реализации воспитательного потенциала урочной деятельности
Уроки скучны для большинства 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дети заинтересованы в происходящем на
школьников
уроке и вовлечены в организуемую
учителем деятельность
Уроки
обычно
однообразны, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя часто используют на уроке
преобладают лекционные формы
игры, дискуссии и другие парные или
работы
групповые формы работы
Уроки
ориентированы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уроки не только дают детям знания, но и
преимущественно на подготовку к
побуждают их задуматься о ценностях,
ЕГЭ, ВПР, ОГЭ и другим формам
нравственных вопросах, жизненных
проверки знаний
проблемах
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не пользуются 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Классные
руководители
являются
авторитетом у детей своих классов
значимыми взрослыми для большинства
детей своих классов. Школьники
доверяют
своим
классным
руководителям
Большинство решений, касающихся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство решений, касающихся
жизни
класса,
принимаются
жизни класса, принимаются классным
единолично. Поручения классного
руководителем и классом, у детей есть
руководителя дети часто выполняют из
возможность проявить свою инициативу.
страха или по принуждению
В
отношениях
между
детьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В классе дети чувствуют себя комфортно,
преобладают равнодушие, грубость,
здесь
преобладают
товарищеские
случаются травли детей
отношения, школьники внимательны
друг к другу.
Качество общешкольных основных дел
Общешкольные дела придумываются
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общешкольные дела всегда
только взрослыми, школьники не
планируются, организуются,
участвуют в планировании,
проводятся и анализируются
организации и анализе этих дел
совместно-школьниками и
педагогами
Дела не интересны большинству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дела
интересны
большинству
школьников
школьников
Участие школьников в этих делах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Участие школьников в этих делах
принудительное, посещениесопровождается их увлечением
обязательное, а сотрудничество друг
общей работой, радостью и взаимной
с другом обеспечивается только волей
поддержкой
педагогов
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе реализуются разнообразные
организуется преимущественно в виде
виды
внеурочной
деятельности
познавательной деятельности, как
школьников
продолжение учебных занятий
Участие школьников в занятиях курсов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Занятия в рамках курсов внеурочной
внеурочной деятельности
часто
деятельности
интересны
для
33

принудительное
Результаты внеурочной деятельности
детей никак не представлены вне
школы
Качество внешкольных мероприятий
Внешкольные
мероприятия
выбираются
только взрослыми, школьники не
участвуют в планировании,
организации и анализе участия в этих
делах
Мероприятия
не
интересны
большинству школьников
Участие
школьников
в
этих
мероприятиях
принудительное

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

школьников,
школьники
стремятся
участвовать в этих занятиях
С
результатами
внеурочной
деятельности
детей
могут
познакомиться другие школьники.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Внешкольные мероприятия выбираются
всегда,
планируются, организуются,
проводятся и анализируются
совместно-школьниками и
педагогами
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мероприятия интересны большинству
школьников
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Участие
школьников
в
этих
мероприятиях
сопровождается
их
увлечением общей работой, радостью и
взаимной поддержкой
Качество создания и поддержки предметно-пространственной среды
Оформлению школы не уделяется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пространство школы оформлено со
внимания. Оформление кабинетов,
вкусом, отражает дух школы, учитывает
коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно
возрастные
особенности
детей,
или напоминает оформление офисных
предусматривает зоны как тихого, так и
помещений, а не пространства для
активного отдыха. Время от времени
детей
происходит
смена
оформления
школьных помещений.
В оформлении школы не участвуют ни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оформление
школы
часто
дети, ни педагоги. Здесь нет места
осуществляется совместно с педагогами
проявлению
их
творческой
и детьми (иногода с привлечением
инициативы.
специалистов).
Нем используются
творческие работы учеников и учителей.
Здесь представлена актуальная жизнь
школы.
Содержание
плакатов,
стендов, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Элементы
оформления
в
пространственных композиций носит
привлекательных для ребят формах
формальный характер, на них редко
акцентируют внимание на важных
обращают внимание школьники
ценностях школы, ее нормах и традициях
Качество взаимодействия с родительским сообществом
Большинство родителей безразлично к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство родителей поддерживает
участию ребенка в школьных делах,
участие ребенка в школьных делах,
высказывает недовольство, если это
может координировать свои планы с
влияет на их планы
планами ребенка, связанными с его
участием в делах школы
Работа с родителями
сводится 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Школе удалось наладить взаимодействие
преимущественно к информированию
с родителями в вопросах воспитания
об успеваемости детей, предстоящих
детей
(информирование,
обучение,
конкурсах, мероприятиях. Реакция
консультирование и т.п.), его формы
родителей на нее формальна
востребованы и пользуются доверием со
стороны родителей
Педагоги испытывают трудности в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагоги организовали эффективный
организации диалога с родителями по
диалог с родителями по вопросам
вопросам воспитания детей. Родители
воспитания детей. Большая часть
в основном игнорируют мнение
родителей прислушивается к мнению
педагогов, вступают с ними и друг с
педагогов, считая их профессионалами
другом
в
конфликты,
нередко
своего дела, помогает и поддерживает их,
привлекая к ним учеников класса. В
выступает с инициативами в сфере
организации совместных с детьми дел
воспитания детей и помогает в их
педагоги могут рассчитывать только на
реализации
себя.
34

Качество деятельности ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
позицию
по
отношению
к
происходящему в школе, чувствуют,
что не могут на это повлиять
Ребята не вовлечены в организацию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьной
жизни,
школьное
самоуправление
имитируется
(например, органы самоуправления не
имеют реальных полномочий, дети
поставлены педагогами в позицию
исполнителей и т.п.)
Лидеры ученического самоуправления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
безынициативны
или
вовсе
отсутствуют
в
школе.
Они
преимущественно
назначаются
взрослыми и реализуют только их идеи
Качество деятельности по профилактике и безопасности
Обучающиеся
не вовлечены
в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
воспитательную
деятельность,
проекты,
программы
профилактической
направленности
социальных и природных рисков
Среди обучающихся не проводятся 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
мониторинги рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности
Обучающиеся не привлекаются к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
разработке
и
реализации
индивидуальных профилактических
программ, направленных на работу с
девиантными обучающимися
Качество профориентационной работы
Профориентационная
работа
ориентирована лишь на ознакомление
школьников с рынком труда и
основными профессиями

Ребята чувствуют свою ответственность
за происходящее в школе, понимают, на
что именно они могут повлиять в
школьной жизни и знают, как это можно
сделать
Ребята часто выступают инициаторами,
организаторами тех или иных школьных
дел, имеют возможность выбирать зоны
своей ответственности за то или иное
дело
Лидеры ученического самоуправления
выступают с инициативой, являются
активными
участниками
и
организаторами событий в школе и за ее
пределами
Обучающиеся
вовлечены
в
воспитательную деятельность, проекты,
программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных рисков
Среди обучающихся
проводятся
мониторинги рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности
Обучающиеся
привлекаются
к
разработке
и
реализации
индивидуальных
профилактических
программ, направленных на работу с
девиантными обучающимися
Профориентационная
работа
ориентирована на формирование у
школьников трудолюбия, готовности к
планированию своего жизненного пути,
выбору будущей профессиональной
сферы деятельности и необходимого для
этого образования
Профориентационной
работой
занимается
команда
педагогов
с
привлечением социальных партнеров
Формы профориентационной работы
разнообразны, дети заинтересованы в
происходящем
и
вовлечены
в
организуемую деятельность

Профориентационной
работой
занимается
только
классный
руководитель
Профориентационные
занятия
проходят формально, дети занимают
пассивную
позицию.
Формы
профориентационной работы носят
преимущественно
лекционный
характер
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Детские общественные объединения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Детские общественные объединения
существуют лишь формально, они не
привлекательны, школьники стремятся
работают,
нет
детей,
которые
участвовать в организуемой ими
позиционируют себя как его члены
деятельности. Дети, состоящие в детских
общественных объединениях, гордятся
этим, всячески подчеркивают свою
принадлежность к объединениям
Деятельность детских общественных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Деятельность детских общественных
объединений ограничивается рамками
объединений направлена на помощь
35

самих
объединений,
она
не
ориентирована
на
интересы
и
потребности других людей
Деятельность, которую ведут детские 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
общественные
объединения,
предоставляет
ограниченные
возможности для самореализации
школьников

другим людям, социально значима
Деятельность, которую ведут детские
общественные
объединения,
дает
возможность каждому ребенку найти
себе дело по силам и по желанию

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».