Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малодорская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год Курс внеурочной деятельности: Школьный театр Класс 5 Учитель – Едемская Любовь Александровна с.Малодоры, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе документов: • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (в актуальной редакции); • Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» ФГОУ ВО «Театральный институт им.Б.Щукина при Государственном академическом театре им.Е.Вахтангова» - Москва, 2022 • Учебного плана МБОУ « Малодорская СОШ» на 2023 - 2024 учебный год. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Малодорская СОШ» Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школьный театр» Личностные: усвоенный и принимаемый образ Я во всем богатстве отношений личности к окружающему миру; чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от изменений Я и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих на каждой из возрастных стадий развития. Регулятивные обучающиеся научатся анализировать результаты собственной деятельности; у обучающихся будут сформированы навыки саморегуляции в процессе учебного сотрудничества учителя и обучающихся. Познавательные обучающиеся научатся ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные У обучающихся будут сформированы следующие умения: слушать и слышать друг друга; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать. устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии. Содержание курса внеурочной деятельности История театра Рассказ об истории театра и видах театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Знакомство с театральной терминологией. Формы организации: урок-беседа, урок-практикум. Виды деятельности: работа с раздаточным материалом, составление таблиц. Культура и техника речи Игры на развитие дикции. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи. Формы организации: практические, творческие лаборатории. Виды деятельности: выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов, работа над интонацией, дикцией, постановкой логических ударений. Ритмопластика Развитие координации и чувства ритма. Развитие музыкального кругозора. Совершенствование осанки и походки. Обсуждение повадок животных и их воплощение на сцене. Формы организации: игровые групповые занятия, творческая лаборатория Виды деятельности: обучение элементам пантомимы, физическое воплощение роли актера (освобождение от мышц), жесты, развитие гибкости, пластичности и подвижности тела. Театральная игра Классификация основных эмоций, процесс переживания, эмоциональная память, творческое воображение, импровизация, этюды, актерское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, сценический танец, постановочная работа. Формы организации: практические, творческие лаборатории, репетиции. Виды деятельности: Знакомство с пьесой-сказкой. Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Выступление перед обучающимися 4 и 6 классов Анализ собственной игры и игры других актеров. Работа над созданием сценария спектакля, посвященного защите окружающей среды. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. Выступление перед обучающимися школы и педагогов. Анализ собственной игры и игры других актеров. Этика и этикет Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Нормы общения и поведения. Формы организации: групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория. Виды деятельности: Выступления учеников с рассказом о правилах этикета общения. Обсуждение. Разыгрывание сценок. Выступления учащихся с рассказами о правилах поведения на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Создание сценических этюдов. («Обращение», «Приветствие», «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе»). Создание сценических этюдов. («В кафе», «В гостях»). Тематическое планирование № п/п Раздел Количество часов 1 История театра 2 Культура и техника речи 3 3 Ритмопластика 2 4 Театральнаяигра 24 5 Этика и этикет 4 1 Календарно-тематическоепланирование Раздел Тема занятия № п/п История театра Особенности театрального искусства. 1 Культура и техникаречи Постановка правильной дикции. 2 Творческие игры со словом. 3 Развитие навыков выразительного чтения текстов. 4 Ритмический этюд. 5 Имитация поведения животного. 6 Знакомство с пьесой-сказкой «В гостях у Кузи или сказочный сундучок». Распределение ролей. 7 Выразительное чтение пьесы-сказки по ролям, работа над дикцией. 8 Как разучить роль своего героя. Приемы запоминания текста. 9 Подбор музыкального сопровождения. 10 Костюм как отражение героя. 11 Ритмопластика Театральная игра Репетиция пьесы-сказки. Мимика и жесты. 12 Репетиция пьесы-сказки. Логические ударения. 13 Репетиция пьесы-сказки. Сценические действия. 14 Репетиция пьесы-сказки. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля. 15 Генеральная репетиция пьесы-сказки. 16 Премьера спектакля. 17 Анализ выступления. 18 Работа над созданием собственного сценария. Мозговой штурм. 19 Работа над созданием собственного сценария. Редакторская правка. 20 Распределение ролей. 21 Подбор музыкального сопровождения. 22 Подбор костюмов и декораций. 23 Репетиция спектакля. Мимика и жесты. 24 Репетиция спектакля. Логические ударения. 25 Репетиция спектакля. Сценические действия. 26 Репетиция спектакля. Оттачиваем взаимодействие между участниками спектакля. 27 Генеральная репетиция спектакля. 28 Премьера спектакля. 29 Анализ вступления. 30 Этика и этикет Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. 31 Нормы общения и поведения. 32 Этикет в действии 33 Этикет в действии 34 Список литературы 1. Стасюк В.В и др. Учебно – методическое пособие «Основы актерского мастерства» М,2022 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 3. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическоевоспитаниешкольниковсредствамитеатральногоискусства. 4. Ершова А.П. Уроки театра в школе. 5. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен. - М. АСТ; СПб: Сова, 2010. 6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. 7. 10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции - М., 2003. 8. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей. - Ярославль, 2002. 9. А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом. - М., 2006. 10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 288 с.: ил.