Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малодорская средняя общеобразовательная школа» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФГОС ООО на 2023-2024 учебный год Курс внеурочной деятельности: Школьный театр Класс 6 Учитель - Лысенко Алена Борисовна Категория 1 1. Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе документов: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (в актуальной редакции); Примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» ФГОУ ВО «Театральный институт им.Б.Щукина при Государственном академическом театре им.Е.Вахтангова» - Москва, 2022 Учебного плана МБОУ « Малодорская СОШ» на 2023 - 2024 учебный год. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 ч в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ «Малодорская СОШ» 2. Планируемые результаты освоения учебного курса ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной творческой работе; приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности; оценка собственных возможностей решения учебной задачи и правильность ее выполнения; наличие мотивации к творческому труду; развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: приобретать навыки самоконтроля и самооценки; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную преподавателем; планировать свои действия на отдельных этапах работы; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; объективно анализировать свою работу. Познавательные УУД позволяют: освоить сведения об истории театра, особенности театра как вида искусства, виды театров; развить интерес к театральному искусству; освоить правила поведения в театре, на сцене и в зрительном зале; познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов; освоить правила проведения рефлексии; строить логическое рассуждение и делать вывод; выражать разнообразные эмоциональные состояния; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста. Коммуникативные УУД позволяют: организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: различать произведения по жанру; читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через упражнения и тренинги, навыки сценического воплощения через процесс создания художественного образа; освоить основы дыхательной гимнастики; освоить навыки сценической речи, сценического движения, пластики; освоить музыкально-ритмические навыки; использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ориентироваться в сценическом пространстве; выполнять действия на сцене; взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; произвольно удерживать внимание на заданном объекте; работать с воображаемым предметом; владеть приемами раскрепощения и органического существования; создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. Формы аттестации, контроля и учёта достижений учащихся: Реализация программы курса внеурочной деятельности предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, тестирования, конкурсов, викторин по пройденному материалу. Проводится решение проблемных ситуаций по темам, показ этюдных зарисовок. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения программы в форме творческого отчета: показа инсценировок, эпизодов или сцен из спектакля, театральных миниатюр. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теория. Организационные вопросы. График занятий и репетиций Инструктаж по технике безопасности. Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). 2. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ ТЕАТРА Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр (миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дель арте). «Глобус» Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры. Практика. Игра «Лента времени». Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов. Работа проводится в диалоге и интерактивно. ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Особенности.Театр кукол. Самые знаменитые театры мира. Опера, Балет, Мюзикл. Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы. Практика. Проектные работы. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей». ТЕАТР И ЗРИТЕЛЬ Теория. Театральный этикет. 3. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Теория. Педагог должен проявить чуткость и внимание к мнению учащихся, объяснять и обосновывать свою позицию, заинтересовывать и мотивировать на занятия речью. Рекомендуется выявлять лидеров в группе, налаживать с ними отношения и привлекать к «мозговому штурму» – придумыванию новых упражнений на заданную тему с точно сформулированными техническими заданиями. При этом важно обеспечивать психологическую поддержку всем участникам урока. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму: определение целей и условий выполнения; педагогический показ; просмотр упражнения; комплексный контроль и корректировка. Только в результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил – показал посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку – показал правильный вариант – посмотрел)можно добиться максимальной эффективности в освоении того или иного упражнения. Практика. На этом этапе можно предлагать парные и тройные этюды, которые окажут позитивное влияние на процесс дальнейшей коммуникации. ДЫХАНИЕ Работать со всеми предыдущими блоками, но подключать больше ритмических составляющих. Создание «дыхательно-ритмического оркестра». АРТИКУЛЯЦИЯ Необходимо требовать четкого и внятного выполнения всех данных артикуляционных упражнений. Можно попробовать упражнение «Оркестр», когда один участник дирижирует всеми. Артикуляционные парные этюды под музыку, в которых не нужно ограничивать фантазию учащихся, но при этом максимально контролировать внятность упражнений. ДИКЦИЯ Звукосочетанияусложняютсяиплавнопереходятвсложновыговариваемыесловаифраз ы. Активнаяработасмячом. Индивидуальноедикционноепроявлениевразличныхтемпо-ритмическихрисунках (например, одинучастникпоказываетсложноезвукосочетание по всей линейке гласных звуков, а остальные дети его хором повторяют). Активноеиспользованиесловесногодействия. Чистоговорки можно складывать в многоговорки (рассказ из специально подобранных слов),объединённые общей темой. Проводить дикционное состязание между мальчиками и девочками. ОРФОЭПИЯ Свойства голоса. Речевые тренинги. Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа над интонационной выразительностью. РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения. Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста. Финальным материалом может стать поэтическая композиция на актуальные темы или конкурс чтецов. 4. РИТМОПЛАСТИКА ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/ напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику. ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела. Этюдные пластические зарисовки. 5. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО Нужно добиваться улучшения результата, причем видимого, чтобы сами участники упражнения почувствовали это улучшение путем повторения упражнений на текущем занятии и на следующем. При постановке задачи стоит указывать желаемые результаты, а после выполнения упражнения делать разбор – что получилось, что не получилось, потом совместно разбирать и придумывать, как можно улучшить результат. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, ПАМЯТИ Теоретическая часть. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами игры. Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧУВСТВА ПРОСТРАНСТВА И ПАРТНЕРСКОГО Теоретическая часть. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии. Практическая часть. Игры . СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные и словесные элементы действия Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения. Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные действия». Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью. 6. ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ ВЫБОР ПЬЕСЫ Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы. Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя». АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ПО СОБЫТИЯМ Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки. РАБОТА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЭПИЗОДАМИ Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, МИМИКИ, ЖЕСТОВ Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МИЗАНСЦЕН Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКВИЗИТА, ДЕКОРАЦИЙ Практика. Изготовление оформления. костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального ПРОГОННЫЕ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта. ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем. 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение. Календарно-тематическое планирование занятий театрального объединения в 2023-2024 учебном году N п/п 1 2-3 4-5 6-7 8-9 1011 1213 1415 1617 1819 2021 2223 2425 2627 28 29 3032 33 34 Тема занятия Вводное занятие «Что я знаю о театре?» История театра Виды театрального искусства Театральное закулисье Театр и зритель Сценическая речь. Работа над дыханием. Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 Сценическая речь. Работа над дикцией и артикуляцией. 2 Сценическая речь. Орфоэпия. Работа над интонационной выразительностью. Сценическая речь. Работа с литературно-художественным произведением Ритмопластика. Пластический тренинг. 2 Ритмопластика. Пластический образ персонажа. 2 Актёрское мастерство. Организация внимания, воображения, памяти. Актёрское мастерство. Развитие чувства пространства и партнёрского взаимодействия. Сценическое действие. Работа над этюдами. 2 Драматургия. Выбор пьесы и её анализ. Работа над образами героев пьесы. Закрепление мизансцен. Репетиции спектакля. Работа над костюмами и декорациями. 1 1 3 Показ спектакля Анализ показа спектакля (рефлексия). Подведение итогов. 1 1 2 2 2 2 Итого: 34 часа.