Рабочая программа_Литературное чтение_ 2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Малодорская средняя общеобразовательная средняя школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2173953)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов

Малодоры, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное
чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к
отбору содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать
средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей
обучающихся.
Планируемые результаты освоения программы по литературному
чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год
обучения на уровне начального общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа по литературному чтению на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня
начального общего образования, который обеспечивает, наряду с
достижением предметных результатов, становление базового умения,
необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего
обучения,
читательской
грамотности
и
закладывает
основы
интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного
развития обучающихся.
Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир
художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового

чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой,
знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и
литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей
обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении
систематического курса литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ»
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего
роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения
учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных
действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом
обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Достижение цели изучения литературного чтения определяется
решением следующих задач:
 формирование у обучающихся положительной мотивации к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества;
 достижение необходимого для продолжения образования уровня
общего речевого развития;
 осознание значимости художественной литературы и произведений
устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека;
 первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного
творчества;
 овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста, осознанного использования при анализе текста изученных
литературных понятий в соответствии с представленными
предметными результатами по классам;
 овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и
текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и
использование информации
 для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант
распределения предметного содержания по годам обучения с
характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по
литературному чтению раскрывает следующие направления литературного
образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг
чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений для литературного чтения положены
общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным
возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных
произведений и литературных текстов; представленность в произведениях
нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России,
отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской
литературы.
Важным принципом отбора содержания программы по литературному
чтению является представленность разных жанров, видов и стилей
произведений,
обеспечивающих
формирование
функциональной
литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения
метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать
различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана
начального общего образования.
Планируемые результаты изучения литературного чтения включают
личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также
предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к
предмету «Литература», который изучается в основной школе.
На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее
80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение
грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
О нашей Родине. Круг чтения: произведения о Родине (на примере не
менее трёх стихотворений И. С. Никитина, Ф. П. Савинова, А. А. Прокофьева
и др.). Патриотическое звучание произведений о родном крае и природе.
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: любовь к
Родине, родному краю, Отечеству. Анализ заголовка, соотнесение его с
главной мыслью и идеей произведения. Иллюстрация к произведению как
отражение эмоционального отклика на произведение. Отражение темы.
Родины в изобразительном искусстве (пейзажи И. И. Левитана, И. И.
Шишкина, В. Д. Поленова и др.).
Произведения для чтения: И.С. Никитин «Русь», Ф.П. Савинов
«Родина», А.А. Прокофьев «Родина» и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Произведения малых жанров
фольклора (потешки, считалки, пословицы, скороговорки, небылицы, загадки
по выбору). Шуточные фольклорные произведения – скороговорки,
небылицы. Особенности скороговорок, их роль в речи. Игра со словом,
«перевёртыш событий» как основа построения небылиц. Ритм и счёт –
основные средства выразительности и построения считалки. Народные
песни, их особенности. Загадка как жанр фольклора, тематические группы
загадок. Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок. Особенности сказок разного вида (о животных,
бытовые, волшебные). Особенности сказок о животных: сказки народов
России. Бытовая сказка: герои, место действия, особенности построения и
языка. Диалог в сказке. Понятие о волшебной сказке (общее представление):
наличие присказки, постоянные эпитеты, волшебные герои. Фольклорные
произведения народов России: отражение в сказках народного быта и
культуры.
Произведения
для
чтения: потешки,
считалки,
пословицы,
скороговорки, загадки, народные песни, русская народная сказка «Каша из
топора», русская народная сказка «У страха глаза велики», русская народная
сказка «Зимовье зверей», русская народная сказка «Снегурочка», сказки
народов России (1-2 произведения) и другие.
Звуки и краски родной природы в разные времена года. Тема природы в
разные времена года (осень, зима, весна, лето) в произведениях литературы
(по выбору, не менее пяти авторов). Эстетическое восприятие явлений
природы (звуки, краски времён года). Средства выразительности при
описании природы: сравнение и эпитет. Настроение, которое создаёт
пейзажная лирика. Иллюстрация как отражение эмоционального отклика на

произведение. Отражение темы «Времена года» в картинах художников (на
примере пейзажей И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. И. Куинджи, И. И.
Шишкина и др.) и музыкальных произведениях (например, произведения П.
И. Чайковского, А. Вивальди и др.).
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,
«Вот север, тучи нагоняя…», А.А. Плещеев «Осень», А.К. Толстой «Осень.
Обсыпается наш сад…», М.М. Пришвин «Осеннее утро», Г.А. Скребицкий
«Четыре художника», Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром
злится», И.С. Соколов-Микитов «Зима в лесу», С.А. Есенин «Поёт зима –
аукает…», И.З. Суриков «Лето» и другие.
О детях и дружбе. Круг чтения: тема дружбы в художественном
произведении (расширение круга чтения: не менее четырёх произведений
Н.Н. Носова, В.А. Осеевой, В.Ю. Драгунского, В.В. Лунина и др.).
Отражение в произведениях нравственно-этических понятий: дружба,
терпение, уважение, помощь друг другу. Главная мысль произведения. Герой
произведения (введение понятия «главный герой»), его характеристика
(портрет), оценка поступков.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Филиппок», Е.А. Пермяк «Две
пословицы», Ю.И. Ермолаев «Два пирожных», В.А. Осеева «Синие листья»,
Н.Н. Носов «На горке», «Заплатка», А.Л. Барто «Катя», В.В. Лунин «Я и
Вовка», В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» и другие (по выбору).
Мир сказок. Фольклорная (народная) и литературная (авторская) сказка:
«бродячие» сюжеты (произведения по выбору, не менее четырёх).
Фольклорная основа авторских сказок: сравнение сюжетов, героев,
особенностей языка. Составление плана произведения: части текста, их
главные темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания
произведения.
Произведения для чтения: народная сказка «Золотая рыбка», А.С.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», народная сказка «Морозко», В.Ф.
Одоевский «Мороз Иванович», В.И. Даль «Девочка Снегурочка» и другие.
О братьях наших меньших. Жанровое многообразие произведений о
животных (песни, загадки, сказки, басни, рассказы, стихотворения;
произведения по выбору, не менее пяти авторов). Дружба людей и животных
– тема литературы (произведения Е. И. Чарушина, В. В. Бианки, С. В.
Михалкова, Б. С. Житкова, М. М. Пришвина и др.). Отражение образов
животных в фольклоре (русские народные песни, загадки, сказки). Герои
стихотворных и прозаических произведений о животных. Описание
животных в художественном и научно-познавательном тексте. Нравственноэтические понятия: отношение человека к животным (любовь и забота).

Особенности басни как жанра литературы, прозаические и стихотворные
басни (на примере произведений И. А. Крылова, Л. Н. Толстого). Мораль
басни как нравственный урок (поучение). Знакомство с художникамииллюстраторами, анималистами (без использования термина): Е. И.
Чарушин, В. В. Бианки.
Произведения для чтения: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», Л.Н.
Толстой «Лев и мышь», М.М. Пришвин «Ребята и утята», Б.С. Житков
«Храбрый утёнок», В.Д. Берестов «Кошкин щенок», В.В. Бианки
«Музыкант», Е.И. Чарушин «Страшный рассказ», С.В. Михалков «Мой
щенок» и другие (по выбору).
О наших близких, о семье. Тема семьи, детства, взаимоотношений
взрослых и детей в творчестве писателей и фольклорных произведениях (по
выбору). Отражение нравственных семейных ценностей в произведениях о
семье: любовь и сопереживание, уважение и внимание к старшему
поколению, радость общения и защищённость в семье. Тема художественных
произведений: Международный женский день, День Победы.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», А.А.
Плещеев «Песня матери», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «Быль для
детей», С.А. Баруздин «Салют» и другое (по выбору).
Зарубежная литература. Круг чтения: литературная (авторская) сказка
(не менее двух произведений): зарубежные писатели-сказочники (Ш. Перро,
Х.-К. Андерсен и др.). Характеристика авторской сказки: герои, особенности
построения и языка. Сходство тем и сюжетов сказок разных народов.
Составление плана художественного произведения: части текста, их главные
темы. Иллюстрации, их значение в раскрытии содержания произведения.
Произведения для чтения: Ш. Перро «Кот в сапогах», Х.-К. Андерсен
«Пятеро из одного стручка» и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги:
содержание или оглавление, аннотация, иллюстрация. Выбор книг на основе
рекомендательного списка, тематические картотеки библиотеки. Книга
учебная, художественная, справочная.
Изучение литературного чтения во 2 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
 сравнивать и группировать различные произведения по теме (о
Родине,
 о родной природе, о детях, о животных, о семье, о чудесах и
превращениях),
 по жанрам (произведения устного народного творчества, сказка
(фольклорная
 и литературная), рассказ, басня, стихотворение);
 характеризовать (кратко) особенности жанров (произведения устного
народного творчества, литературная сказка, рассказ, басня,
стихотворение);
 анализировать текст сказки, рассказа, басни: определять тему,
главную мысль произведения, находить в тексте слова,
подтверждающие характеристику героя, оценивать его поступки,
сравнивать героев по предложенному алгоритму, устанавливать
последовательность событий (действий) в сказке и рассказе;
 анализировать текст стихотворения: называть особенности жанра
(ритм, рифма), находить в тексте сравнения, эпитеты, слова в
переносном значении, объяснять значение незнакомого слова с
опорой на контекст и по словарю.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 соотносить иллюстрации с текстом произведения;
 ориентироваться в содержании книги, каталоге, выбирать книгу по
автору, каталогу на основе рекомендованного списка;
 по информации, представленной в оглавлении, в иллюстрациях
предполагать тему и содержание книги;
 пользоваться словарями для уточнения значения незнакомого слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 участвовать в диалоге: отвечать на вопросы, кратко объяснять свои
ответы, дополнять ответы других участников, составлять свои
вопросы и высказывания

на заданную тему;
 пересказывать подробно и выборочно прочитанное произведение;
 обсуждать (в парах, группах) содержание текста, формулировать
(устно) простые выводы на основе прочитанного (прослушанного)
произведения;
 описывать (устно) картины природы;
 сочинять по аналогии с прочитанным загадки, рассказы, небольшие
сказки;
 участвовать в инсценировках и драматизации отрывков из
художественных произведений.
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 оценивать своё эмоциональное состояние, возникшее при прочтении
(слушании) произведения;
 удерживать в памяти последовательность событий прослушанного
(прочитанного) текста;
 контролировать выполнение поставленной учебной задачи при
чтении
 (слушании) произведения;
 проверять (по образцу) выполнение поставленной учебной задачи.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выбирать себе партнёров по совместной деятельности;
 распределять работу, договариваться, приходить к общему решению,
отвечать за общий результат работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
 выражение
своего видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
 приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
 понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
 потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и


самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:











формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
2 КЛАСС
 объяснять важность чтения для решения учебных задач и
применения в различных жизненных ситуациях: переходить от
чтения вслух к чтению про себя в соответствии с учебной задачей,
обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в
фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных
ценностей,
традиций,
быта,
культуры
разных
народов,
ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте
изученных произведений;
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 40 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
 читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных
норм не менее 3 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной
природе в разные времена года;





















различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма);
понимать
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому
содержанию произведения;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и
художественной литературы (литературные сказки, рассказы,
стихотворения, басни);
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять
тему
и
главную
мысль,
воспроизводить
последовательность событий в тексте произведения, составлять план
текста (вопросный, номинативный);
описывать характер героя, находить в тексте средства изображения
(портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев
произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и
его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к
героям, его поступкам;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении;
осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор,
литературный герой,
тема,
идея, заголовок,
содержание
произведения, сравнение, эпитет);
участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения: понимать жанровую принадлежность произведения,
формулировать устно простые выводы, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
пересказывать (устно) содержание произведения подробно,
выборочно, от лица героя, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять высказывания на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 5 предложений);
сочинять по аналогии с прочитанным загадки, небольшие сказки,
рассказы;






ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению,
аннотации, иллюстрациям, предисловию, условным обозначениям;
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочную литературу для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

1

О нашей Родине

6

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

3

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (осень)

8

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

4

О детях и дружбе

12

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

5

Мир сказок

12

6

Звуки и краски родной природы в разные
времена года (зима)

12

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

О братьях наших меньших
Звуки и краски родной природы в разные
времена года (весна и лето)

18

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

18

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

9

О наших близких, о семье

13

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

10

Зарубежная литература
Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной
литературой)

11

1

https://m.edsoo.ru/7f411a40

7
8

11

Всего

Контрольные
работы

https://m.edsoo.ru/7f411a40

https://m.edsoo.ru/7f411a40

2

https://m.edsoo.ru/7f411a40

Резервное время

8

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

136

9

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС (АВТОРЫ КЛИМАНОВА Л.
Ф., ГОРЕЦКИЙ В. Г., ГОЛОВАНОВА М. В. И ДР.)
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Работа с детскими книгами: виды книг (учебная,
художественная, справочная). История книги

1

2

Произведения малых жанров фольклора

1

3

Пословицы как жанр фольклора

1

4

Характеристика особенностей народных песен

1

5

Шуточные фольклорные произведения: игра со словом.
Небылица как «перевёртыш событий». Потешки и прибаутки

1

6

Ритм и счёт – основа построения считалок

1

7

Анализ особенностей скороговорок, их роль в речи

1

8

Загадка как жанр фольклора, тематические группы загадок

1

9

Произведения устного народного творчества

1

10

Особенности сказок разного вида (о животных, бытовые,
волшебные). На примере русской народной сказки «У страха
глаза велики»

1

11

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

1

12

Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги
героев в русской народной сказке «Каша из топора»

1

13

Сказка – выражение народной мудрости, нравственная идея
фольклорных сказок на примере сказки "Лиса и журавль"

1

Контрольные
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

14

Общее представление о волшебной сказке: присказки, повторы.
Русская народная сказка «Снегурочка»

1

15

Характеристика героя волшебной сказки, постоянные эпитеты.
На примере русской народной сказки "Гуси-лебеди"

1

16

Фольклорные произведения народов России: отражение в
сказках народного быта и культуры

1

17

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Фольклор»

1

18

Работа с детскими книгами: «Произведения писателей о
родной природе» Эстетическое восприятие явлений осенней
природы

1

19

Создание осеннего пейзажа: краски и звуки. Произведения
художников и композиторов по выбору

1

20

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений об
осени

1

21

Сравнение стихотворений об осени. На примере произведений
Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной…", К.Д.
Бальмонта "Осень"

1

22

Наблюдение за художественными особенностями текста:
настроение, средства выразительности на примере текстов А.Н.
Плещеева "Осень наступила...", А.А. Фета "Ласточки
пропали…"

1

23

Восприятие осени в произведении М.М.Пришвина «Осеннее
утро» и других на выбор

1

24

Осень в произведениях А.С. Пушкина «Уж небо осенью
дышало…», Г.А. Скребицкого «Четыре художника»

1

25

Сравнение стихотворений об осенних листьях разных поэтов.
А. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…" и
произведения других поэтов

1

1

26

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски осенней природы»

1

27

Составление устных рассказов «Природа осенью» по
изученным текстам. Сравнение художественного и научнопознавательного текстов

1

28

Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для
детей»: осознание темы Великой Отечественной войны

1

29

Патриотическое звучание произведений о Родине. Ф.П.
Савинова «Родина» и другие по выбору

1

30

Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

1

31

Отражение нравственных ценностей в произведениях о Родине:
любовь к родному краю. На примере произведения
С.Т.Романовского «Русь». Почему хлеб всегда связан с трудом,
жизнью и Родиной

1

32

Любовь к природе – тема произведений о Родине. На примере
произведения К.Г.Паустовского «Мещёрская сторона»

1

33

Анализ заголовка стихотворения А.А. Прокофьева "Родина" и
соотнесение его с главной мыслью произведения. Понимание
главной мысли (идеи) и темы произведений о Родине

1

34

Отражение темы Родины в изобразительном искусстве

1

35

Создание пейзажа в произведениях писателей. В.А. Жуковский
"Летний вечер"

1

36

Тема прихода весны в произведениях В.А.Жуковского
«Жаворонок» и «Приход весны»

1

37

Волшебный мир сказок. «У лукоморья дуб зелёный…» А.С.
Пушкин

1

38

Поучительный смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина. Характеристика героев

1

39

Сравнение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с

1

1

фольклорными (народными) сказками

40

Работа с фольклорной (народной) и литературной (авторской)
сказкой: составление плана произведения, выделение
особенностей языка. Художественные особенности авторской
сказки. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

1

41

Иллюстрации, их назначение в раскрытии содержания
произведения. Иллюстрации к сказках А.С. Пушкина,
созданные разными художниками

1

42

Сравнение прозаической и стихотворной басен И.А. Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и Л.Н.Толстого «Лев и мышь»

1

43

Особенности басни как жанра литературы. Мораль басни как
нравственный урок (поучение)

1

44

Представление темы «Отношение человека к животным» в
произведениях писателей. Л.Н. Толстого для детей. "Котёнок"

1

45

Тема семьи в творчестве писателей. На примере произведения
Л.Н. Толстого "Правда всего дороже", "Отец и сыновья"

1

46

Характеристика главного героя рассказа. Главная мысль
произведения (идея). Л. Н. Толстой "Филиппок"

1

47

Работа с детскими книгами на тему: «О братьях наших
меньших»: составление аннотации

1

48

Образы героев стихотворных и прозаических произведений о
животных. Какими бывают собаки? И. М. Пивоварова "Жилабыла собака…". Сравнение героев стихотворения, небылицы и
сказки

1

49

Отражение темы "Дружба животных" в стихотворении В.Д.
Берестова «Кошкин щенок» и других на выбор

1

50

Отражение нравственно-этических понятий (защита и забота о
животных) на примере рассказа М.М. Пришвина «Ребята и
утята»

1

51

Соотнесение заголовка и главной мысли рассказа Е.И.
Чарушина «Страшный рассказ»

1

52

Оценка поступков и поведения героя произведения Б.С.
Житкова «Храбрый утёнок»

1

53

Знакомство с художниками-иллюстраторами, анималистами
Е.И. Чарушиным, В.В. Бианки

1

54

Отражение образов животных в устном народном творчестве
(фольклоре). На примере русской народной песни
«Коровушка»

1

55

Характеристика героев-животных в фольклорных (народных)
сказках. Чукотская народная сказка «Хвост» и другие на выбор

1

56

Особенности сказок о животных. На примере русской
народной сказки «Зимовье зверей» и других на выбор

1

57

Фольклорные произведения народов России. Произведения по
выбору

1

58

Сравнение описания героев-животных в фольклорных
(народных) и литературных произведениях. На примере
произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки
"Музыкант".

1

59

Сравнение описания животных в художественном и научнопознавательном тексте

1

60

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О
братьях наших меньших»

1

61

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о
зиме

1

62

Средства художественной выразительности: сравнение.
Произведения по выбору, например, И. А. Бунин "Первый
снег" и другие

1

63

Наблюдение за художественными особенностями текста:

1

1

настроение, средства выразительности на примере текста Ф.И.
Тютчева ""Чародейкою Зимою…"
64

Сравнение образа зимы в произведениях А.С.Пушкина «Вот
север, тучи нагоняя…» и С.А.Есенина «Поёт зима – аукает»

1

65

Средства художественной выразительности: эпитет.
Произведения по выбору, например, отрывки из романа
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина

1

66

Описание игр и зимних забав детей. Произведения по выбору,
например, И.З.Суриков «Детство»

1

67

Картины зимнего леса в рассказе И.С. Соколова-Микитова
«Зима в лесу»

1

68

Жизнь животных зимой: научно-познавательные рассказы.
Произведения по выбору, например, Г.А. Скребицкого

1

69

Составление устного рассказа «Краски и звуки зимы» по
изученным текстам

1

70

Тема "Природа зимой" в картинах художников и
произведениях композиторов

1

71

Наблюдение за описанием в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, С. В. Михалков
"Новогодняя быль"

1

72

Составление плана сказки: части текста, их главные темы. На
примере русской народной сказки "Два мороза"

1

73

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки
В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

1

74

Сравнение сюжетов и героев русской народной сказки
«Снегурочка» и литературной (авторской) В.И. Даля «Девочка
Снегурочка»

1

75

Фольклорная основа литературной (авторской) сказки В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович»

1

76

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски зимней природы»

1

77

Выявление последовательности событий. Составление
вопросного плана. К.И. Чуковский "Федорино горе"

1

78

Чтение по ролям (инсценировка) сказки К.И. Чуковский
"Федорино горе"

1

79

Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о
животных. Произведения по выбору, например, С.В. Михалков
"Мой щенок"

1

80

Средства художественной выразительности в стихотворениях о
весне. Произведения по выбору, например, А.Л. Барто
"Верёвочка"

1

81

Произведения о детях. На примере рассказов Н. Н. Носова
"Затейники"

1

82

Характеристика героя, его портрет. Произведения о детях на
выбор, например, Н. Н. Носов "Живая шляпа"

1

83

Отражение в произведениях нравственно-этических понятий:
дружба, терпение, уважение, помощь друг другу. В. А. Осеева
"Синие листья"

1

84

Сравнение героев рассказов Н.Н. Носова «На горке» и
«Заплатка». Оценка поступков героя рассказа

1

85

Отражение темы дружбы в рассказах о детях. Выставка книг:
произведения о детях.

1

86

Отражение понятия взаимопомощь в произведениях А.Л. Барто
«Катя». Разные точки зрения на одно событие. Ю. И. Ермолаев
"Два пирожных"

1

87

Главный герой: общее представление. Характеристика героя,
его портрет. На примере рассказа В. А. Осеева "Волшебное
слово"

1

1

88

Выделение главной мысли (идеи): уважение и внимание к
старшему поколению. Произведения по выбору, например,
В.А. Осеева "Хорошее"

1

89

Оценка поступков героя. В. В. Лунин "Я и Вовка"

1

90

Тема дружбы в произведении Е.А. Пермяка «Две пословицы».
Дружбу помни, а зло забывай

1

91

Оценка взаимооотношений взрослых и детей на примере
рассказа В. А. Осеевой "Почему"

1

92

Анализ заголовка и соотнесение его с главной мыслью
произведения: В.А. Осеева "Почему"

1

93

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О детях
и дружбе»

1

94

Старинные народные весенние праздники и обряды. Заклички,
веснянки

1

95

Народная наблюдательность, выраженная в малых жанрах
устного народного творчества (фольклоре)

1

96

Наблюдение за описанием весны в художественном тексте.
Произведения по выбору, например, А.П. Чехов «Весной»
(отрывок)

1

97

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре
художника». Составление плана текста

1

98

Картины весеннего леса в рассказе Г.А. Скребицкого «Четыре
художника». Средства выразительности

1

99

Восприятие пейзажной лирики. Слушание стихотворений о
весне и лете

1

100

Работа со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром
злится...»: выделение средств художественной
выразительности. Устное сочинение "Я рад весне"

1

101

Жизнь животных весной: рассказы и сказки писателей

1

1

102

Красота весенней природы, отражённая в лирических
произведениях. Произведения по выбору, например, Ф. И.
Тютчев "Весенние воды"

1

103

Звуки весеннего леса и картины пробуждающейся природы в
произведения писателей. Произведения по выбору, например,
Г.А.Скребицкий «Весенняя песня»

1

104

Признаки весны, отражённые в произведениях писателей.
Картины весны в стихотворениях разных поэтов. Сравнение
стихотворений

1

105

Сравнение образов одуванчика в произведениях О.И.
Высотской «Одуванчик» и М.М. Пришвина «Золотой луг»

1

106

Резервный урок. Восприятие лета в произведении И.З.
Сурикова «Лето»

1

107

Составление устного рассказа «Краски и звуки весеннего леса»
по изученным текстам

1

108

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Звуки и
краски весенней природы»

1

109

Тема «Природа весной» в картинах художников и
произведениях композиторов. Образы пробуждающейся
природы в живописи и музыки.

1

110

Характеристика особенностей колыбельных народных песен:
интонационный рисунок

1

111

Сравнение народной колыбельной песни и стихотворения А.А.
Плещеева «Песня матери»: любовь и переживание матери

1

112

Нравственные семейные ценности в фольклорных (народных)
сказках. Произведения по выбору, например, татарская
народная сказка «Три дочери»

1

113

Международный женский день – тема художественных
произведений

1

1

114

Восприятие произведений о маме: проявление любви и радости
общения. Произведения по выбору, например, А. Н. Плещеев
"В бурю"

1

115

Отражение темы День Победы в произведении С.А. Баруздина
«Салют» и С. А. Васильева "Белая берёза"

1

116

Тематическая проверочная работа по итогам раздела «О наших
близких, о семье»

1

117

Работа с детскими книгами на тему: «О наших близких, о
семье»: выбор книг на основе тематической картотеки

1

118

Шутливое искажение действительности. На примере
произведения А. И. Введенского "Учёный Петя". Д. И. Хармса
"Врун"

1

119

Средства создания комического в произведении. На примере
произведения Э. Н. Успенского "Над нашей квартирой"

1

120

Герои литературной (авторской) сказки. На примере
произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка"

1

121

Выделение главной мысли (идеи) рассказа В.Ю.Драгунского
«Тайное становится явным»

1

122

Сходство тем и сюжетов сказок разных народов. Произведения
по выбору, например, английская народная сказка «Как Джек
ходил счастье искать»

1

123

Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках.
Произведения по выбору, например, норвежская сказка «Лис
Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки
и корешки»

1

124

Отражение темы дружбы в сказке братьев Гримм «Бременские
музыканты»

1

125

Работа со сказкой братьев Гримм «Бременские музыканты»:
составление плана произведения

1

1

126

Работа с детскими книгами на тему: «Зарубежные сказочники»:
соотнесение иллюстраций с содержанием сказок

1

127

Фантазёры и мечтатели – герои произведений. Произведения
по выбору, например, английские народные песенки

1

128

Особенности построения волшебной сказки Ш.Перро «Кот в
сапогах»

1

129

Характеристика героев сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

1

130

Х.-К. Андерсен - известный писатель-сказочник. Знакомство с
его произведениями. Сказка "Огниво"

1

131

Выделение главной мысли (идеи) сказки Х.-К. Андерсена
«Пятеро из одного стручка» и других его сказок на выбор

1

132

Тематическая проверочная работа по итогам раздела
«Зарубежные писатели-сказочники»

1

1

133

Проверочная работа по итогам изученного во 2 классе

1

1

134

Книга как источник необходимых знаний. На примере
произведения Г.А. Ладонщиков «Лучший друг»

1

135

Ориентировка в книге: обложка, содержание, аннотация,
иллюстрация

1

136

Резервный урок. Выбор книг на основе рекомендательного
списка: летнее чтение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Литературное чтение: 2-й класс: учебник: в 2 частях, 2 класс/ Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/ (сост. Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
2. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.2/ (сост. Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская), М.: Просвещение, 2011 г.
3. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2
класс. / М.: Просвещение, 2011 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/8bc47e88
https://resh.edu.ru/subject/32/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».