МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБОУ "Малодорская СОШ " РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1548321) учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1-4 классов СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, миниисследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). Орфоэпия[4] Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); имена существительные 1, 2, 3го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и другое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. [1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной рабочей программы «Русский язык», которое прописывается в предмете «Русский язык», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Литературное чтение». [2] Раздел «Графика» изучается параллельно с разделом «Чтение», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [3] Раздел «Орфография и пунктуация» в период «Обучения грамоте» изучается параллельно с разделом «Письмо», поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены Программное содержание раздела «Орфоэпия» изучается во всех разделах курса, поэтому на этот раздел отдельные часы не предусмотрены [4] ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные предложенные образцы. проектные задания с опорой на ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста; составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно); осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. Поурочное планирование, 4 КЛАСС № п/п Тема урока Количество часов Всего Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Русский язык как язык межнационального общения. Наша речь и наш язык 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 2 Текст: тема и основная мысль. Текст и его план 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c 3 Текст: заголовок 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c 4 Текст. План текста 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 5 Текст. Структура текста. Составление текста (сказки) по его началу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84452d2 6 Вспоминаем типы текстов 1 7 Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843585a, https://m.edsoo.ru/f843617e, https://m.edsoo.ru/f8437a56 8 Текст. Образные языковые средства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443586 9 Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста 1 10 Пишем собственный текст по предложенному заголовку 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443a04 11 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 12 Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 13 Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы "Предложения с обращениями" 1 14 Распространенные и нераспространенные предложения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42 15 Словосочетание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 16 Связь слов в словосочетании 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 17 Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436034 18 Связь слов в словосочетании: обобщение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de 19 Предложение и словосочетание: сходство и различие. Тренинг 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84359a4 20 Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста. Изложение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 21 Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение. Тренинг 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 22 Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 23 Интонация перечисления в предложениях с однородными членами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 24 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 25 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8427ef8 союзом и 26 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но 1 27 Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f842809c 28 Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 29 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Написание текста по репродукции картины И. Левитана "Золотая осень" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445822 30 Запятая между однородными членами. Тренинг 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 31 Запятая между однородными членами, соединенными союзом. Тренинг 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 32 Простое и сложное предложение. Как отличить сложное предложение от простого предложения? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e 33 Союз как часть речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 34 Сложные предложения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 35 Сложные предложения с союзами и, а, но 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc 36 Союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях 1 37 Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444ada двух простых 38 Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444bfc 39 Сложные предложения без союзов. Тренинг 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a 40 Предложения с прямой речью после слов автора 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4 41 Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 42 Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84391a8 43 Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всё, что узнали о синтаксисе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843876c 44 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов. О происхождении слов. Заимствованные слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436656 45 Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов. Слово и его значение. Многозначные слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 46 Сочинение как вид письменной работы. Написание сочинения по своим наблюдениям 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84274ee 47 Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a 48 Учимся понимать фразеологизмы 1 49 Учимся использовать фразеологизмы 1 50 Повторяем состав слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 51 Основа слова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa 52 Неизменяемые слова: состав слова. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc 53 Отрабатываем разбор слова по составу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 54 Правописание суффиксов имён существительных. Правописание приставок и суффиксов 1 55 Правила правописания, изученные в 1-3 классах. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных по глухости-звонкости согласных звуков в корне слова 1 56 Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах. Правописание непроизносимых согласных. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание слов с буквами Ъ и Ь 1 57 Обобщение: самостоятельные и служебные части речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca 58 Наречие: значение, вопросы, употребление в речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a 59 Как образуются наречия. Виды наречий (наблюдение) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da 60 Наречие: обобщение знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 61 Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи. Состав неизменяемых слов 1 62 Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя существительное": Как определить падеж имени существительного? Признаки падежных форм имен существительных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439a86 63 Несклоняемые имена существительные 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 64 Имена существительные 1, 2, 3-го склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439e64 65 Падежные окончания имен существительных 1-го склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 66 Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами. Составление текста по репродукции картины А. Пластова "Первый снег" 1 67 Падежные окончания имен существительных 2-го склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 68 Падежные окончания имен существительных 3-го склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac 69 Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 70 Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 71 Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 72 Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 73 Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac 74 Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже 1 75 Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже 1 76 Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a2c4 77 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a 78 Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a95e 79 Безударные падежные окончания имён существительных: систематизация 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437768 80 Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 81 Морфологический разбор имени существительного 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 82 Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc 83 Резервный урок по разделу орфография: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a152 84 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843760a 85 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 86 Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ad5a 87 Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Род и число имен прилагательных 1 88 Пишем сжатый пересказ текста 1 89 Склонение имен прилагательных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 90 Правописание падежных окончаний имён прилагательных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 91 Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе 1 92 Редактируем предложенный текст. Работа с деформированными предложениями и текстом 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c 93 Особенности склонения имён 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ae9a, https://m.edsoo.ru/f843afda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bac0, https://m.edsoo.ru/f843bc28 прилагательных во множественном числе 94 Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 95 Пишем сочинение-описание на тему. Составление сравнительного описания на заданную тему по данному началу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e 96 Морфологический разбор имени прилагательного 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec 97 Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a 98 Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a 99 Можно ли по-разному читать один и тот же текст? Сравнение художественного и научного описания 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a 100 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Имя прилагательное" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 101 Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения. Написание текста по репродукции картины И. Грабаря "Февральская лазурь" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843617e 102 Нормы речевого этикета 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a 103 Правописание имён прилагательных: падежные окончания 1 104 Резервный урок по разделу орфография: Правописание падежных окончаний 1 имен прилагательных в единственном и множественном числе. Повторение 105 Местоимение. Личные местоимения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 106 Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 107 Склонение личных местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc 108 Пишем текст по предложенному плану 1 109 Правописание личных местоимений. Написание личных местоимений с предлогами 1 110 Особенности диалога. Составление текста по рисунку с включением диалога. Инсценировка диалога. Составление диалога по данным условиям 1 111 Резервный урок по разделу морфология: тема "Использование местоимений для устранения неоправданного повтора слов в тексте" 1 112 Раздельное написание личных местоимений с предлогами. Тренинг 1 113 Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление. Письмо. Написание поздравления к 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d05a, https://m.edsoo.ru/f843d424 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d5a0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2, https://m.edsoo.ru/f843d6f4 празднику 8 марта. Подбор и составление объявлений для стенной газеты 114 Глагол как часть речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 115 Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 116 Неопределенная форма глагола 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 117 Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины 1 118 Настоящее время глагола 1 119 Прошедшее время глагола 1 120 Будущее время глагола 1 121 Настоящее, прошедшее и будущее время глагола 1 122 Ситуации устного и письменного общения. Составление текста о правилах уличного движения 1 123 Речь: диалогическая и монологическая 1 124 Особенности разбора глаголов по составу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84422b2 125 Глагол в словосочетании 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442dd4 126 Глагол в предложении 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c 127 Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 128 Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84419e8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378, https://m.edsoo.ru/f84354ea числе 129 Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа 1 130 Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа 1 131 I и II спряжение глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84402f0 132 Личные формы глагола 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 133 Личные окончания глаголов I и II спряжения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a 134 Способы определения I и II спряжения глаголов 1 135 Отработка способов определения I и II спряжения глаголов 1 136 Пишем сочинение-повествование на тему. Составление рассказа (сказки) по содержанию пословицы, фрвзеологизма 1 137 Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями 1 138 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов-исключений 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 139 Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 140 Отрабатываем правописание безударных личных окончаний глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c 141 Безударные личные окончания глаголов: 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440a2a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 трудные случаи 142 Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 143 Резервный урок по разделу морфология: Что такое возвратные глаголы? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fb98 144 Правописание глаголов на -ться и –тся 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 145 Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84400ac 146 Частица НЕ, её значение (повторение) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 147 Пишем сочинение-рассуждение на тему. Составление текста-рассуждения по таблице, правилу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72 148 Безударные личные окончания глаголов: систематизация 1 149 Безударные личные окончания глаголов: обобщение 1 150 Правописание глаголов в прошедшем времени 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a 151 Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442078 152 Морфологический разбор глагола 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 153 Обобщение знаний о глаголе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e 154 Глагол: систематизация знаний 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a 155 Резервный урок по разделу морфология: Глагол. Отработка материала 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 156 Резервный урок по разделу морфология: Отработка темы "Глагол" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e 157 Резервный урок по разделу морфология: Проверь себя 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 158 Резервный урок по разделу морфология: Проверочная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439306 159 Пишем подробный пересказ текста. Изложение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 160 Изученные правила правописания глаголов: систематизация 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d9e2 161 Отрабатываем изученные правила правописания глаголов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84424ec 162 Как сделать текст интереснее. Составление текста по репродукции карины И. Шишкина "Рожь" 1 163 Наблюдаем за написанием разных частей речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 164 Орфографический тренинг: правописание разных частей речи 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251956 165 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e 166 Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста 1 167 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84423d4 168 Характеристика звуков русского языка. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a Звуки и буквы 169 Звуко-буквенный разбор слова 1 170 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Чему мы научились на уроказ правописания в 4 классе" 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc, https://m.edsoo.ru/fa251d48