МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МБОУ "Малодорская СОШ " РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1683850) учебного предмета «Технология» для обучающихся 1 – 4 классов СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный материал распределён по разделам: Повторение пройденного в 3 классе (1 ч) Человек и земля (20 часов) Вагоностроительный завод. Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Полезные ископаемые . Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России, новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Понятия: полезные ископаемые, месторождение, поделочные камни, мозаика, имитация. Профессии: геолог, буровик, мастер по камню. Изделие: «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КАМАЗ». Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: «КАМАЗ», «Кузов грузовика»(групповой проект). Монетный двор. Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом – теснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой – фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, теснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль». Фаянсовый завод. Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать с пластилином. Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Тест: «Как создается фаянс». Швейная фабрика. Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы с иглой, ножницами, циркулем. Освоение технологии создания мягкой игрушки. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного производства, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, мерка, размер, мягкая игрушка. Изделия: «Прихватка», «Мягкая игрушка» Обувное производство. Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и ее назначение. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знания о видах бумаги, приемах и способах работы с ней. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство. Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Конструирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-тесак. Практическая работа «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»; Изделие: «Лесенка-опора для растений». Кондитерская фабрика. Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Правила поведения при приготовлении пищи. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Тест «Кондитерские изделия». Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». Бытовая техника. Знакомство с бытовой техникой и ее значением в жизни людей. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». Профессии: слесарь-электрик, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Практическая работа «Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». Изделия: «Настольная лампа», «Абажур». Тепличное хозяйство. Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Человек и вода (4 часа) Водоканал (1 час) Знакомство системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Познакомить со способами фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струеметра. Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды». Порт (1 час) Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница». Узелковое плетение (2 часа) Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме». Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет». Человек и воздух (3 часа) Самолетостроение. Ракетостроение (3 часа) Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, конструкция самолета и ракеты. Знакомство с историей возникновения воздушного змея, конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельное изготовление модели самолета из конструктора. Профессии: летчик, космонавт. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделия: «Ракета-носитель», «Воздушный змей». Человек и информация (7 часов) Создание титульного листа (1 час) Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплетная крышка, титульный лист. Изделие: «Титульный лист». Работа с таблицами (1 час) Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Office Word. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: «Таблица». Создание содержания книги(1 час) ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника». Изделие: «Содержание». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: - положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде; - ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека; -интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов; -представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; -основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»; -этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта; -потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; - представления о значении проектной деятельности. Интерес к конструктивной деятельности; простейшие навыки самообслуживания; Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности; -этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей; -ценности коллективного труда в процессе реализации проекта; способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки; - представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни; бережного и уважительного отношения к окружающей среде; уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности. эстетических чувств (прекрасного и безобразного); -потребность в творческой деятельности; учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников. Метапредметные Регулятивные Обучающийся научится: -следовать определенным правилам при выполнении изделия; -дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно; выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя; -корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов; -проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи учеников; вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; -действовать в соответствии с определенной ролью; -прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя; Обучающиеся получат возможность научиться: -работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; -проводить самооценку; -обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий; -ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя; выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия; -прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта: оценивать качества своей работы. Познавательные Обучающийся научится: -выделять информацию из текстов заданную в явной форме; -высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника, проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника; -использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника; -проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно; -выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения; -находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно; -проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям; -проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения; -высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий; -устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями; проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям; -находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям; Коммуникативные Обучающийся научится: -слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения; находить точки соприкосновения различных мнений; -приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях; -осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций; -оценивать высказывания и действия партнера с сравнивать их со своими высказываниями и поступками; -формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи; проявлять инициативу в ситуации общения. Обучающийся получит возможность научиться: -строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ; -учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои; задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации; осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии. Предметные результаты Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Обучающийся научится: -воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве; -называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер- строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д. бережно относиться к предметам окружающего мира; -организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов; -соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия; отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их; -проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу; проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно; -осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана, работы с технологической картой. Обучающийся получит возможность научиться: -осмыслить понятие «городская инфраструктура»; -уважительно относиться к профессиональной деятельности человека; -осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека; -осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обучающийся научится: -узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни; -узнавать и называть свойства материалов, изученных в 4 классе: Бумага и картон: свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия. Текстильные и волокнистые материалы: структура и состав тканей; способ производства тканей (ткачество, гобелен);производство и виды волокон (натуральные, синтетические); Природные материалы: умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др. знакомство с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами и особенностями использования в декоративноприкладном искусстве; знакомство с новым материалом пробкой, ее свойствами и особенностями использования. Пластичные материалы − систематизация знаний о свойствах пластичных материалов; − выбор материала в зависимости от назначения изделия − наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека. Конструктор: − сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора Металл: знакомство с новым материалом проволокой, ее свойствами. Бисер: − знакомство с новым материалом бисером; − виды бисера; − свойства бисера и способы его использования; − виды изделий из бисера; − леска, её свойства и особенности. − использование лески при изготовлении изделий из бисера. Продукты питания: − знакомство с понятием продукты питания; − виды продуктов; − знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»; Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок); Ткани и нитки − знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток); − конструирование костюмов из ткани − обработка ткани накрахмаливание; − различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение); − выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; − выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; − освоить новые технологические приемы: создания мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки); производства полотна ручным способом (ткачество– гобелен); изготовления карнавального костюма; украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками. украшения изделия при помощи вышивки и вязанных элементов; вязания воздушных петель крючком; вид соединения деталей — натягивание нитей. Обучающийся получит возможность научиться: изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу; комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия; осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий, осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности оформлять изделия по собственному замыслу; выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий. подбирать материал, наиболее подходящий для выполнения изделия. Конструирование и моделирование Обучающийся научится: выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы; повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов; анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот. Обучающийся получит возможность научиться: сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу. Практика работы на компьютере. Обучающийся научится: использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта; воспринимать книгу как источник информации; наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения; выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму; самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу; использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши. Обучающийся получит возможность: переводить информацию из одного вида в другой; создавать простейшие информационные объекты; использовать возможности сети Интернет по поиску информации. Проектная деятельность. Обучающийся научится: составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану; определять этапы проектной деятельности; определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно; распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей; проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям; проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта; Обучающийся получит возможность научиться: осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности; выделять задачи каждого этапа проектной деятельности; распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов; проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия; развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества. Формы, периодичность и порядок контроля Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всего года. При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты (поскольку владение ими являются основными и базовыми). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: -чёткость, полнота и правильность ответа; -соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным образцом характеристикам; -аккуратность в выполнении изделия, экономность в использовании средств; -целесообразность выбора композиционного и цветового решения, внесения творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (где предусмотрено заданием). В заданиях проектного характера учитывать умение детей сотрудничать в группе, принимать поставленную задачу и искать, отбирать необходимую информацию, изготовлять изделие по заданным параметрам. Тематический контроль осуществляется после изучения раздела, всего предусмотрено 4 работы. В конце года проводится итоговая контрольная работа, которая позволит выявить целый ряд необходимых знаний и умений: -культура и организация труда, эстетичная и безопасная работа (втом числе экономное использование материалов и рабочего времени); -способы обработки материалов; -самостоятельный анализ конструкции изделия и его воссоздание по образцу; -создание образа по ассоциации и с целью передачи определённой художественноэстетической информации. При организации четвертной промежуточной аттестации вычисляют среднее арифметическое текущих отметок и отметки за проверочную работу в конце четверти; считают определяющей отметку за проверочную работу в конце четверти. Отметка обучающегося за четверть, не может превышать среднюю арифметическую оценку результатов проверочных или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер. При организации годовой промежуточной аттестации учитывают только четвертные отметки; вычисляют среднее арифметическое четвертных отметок и отметки за контрольную работу в конце года; считают определяющей отметку за контрольную работу в конце года. Поурочное планирование 4 класс № Название раздела, темы урока п/п Количество часов 1 2 Человек и информация (4 ч) Повторение и обобщение изученного в 3 классе Информация. Интернет 3 Графический редактор 1 1 4 Проектное задание по истории развития техники 1 1 Человек и земля (20 ч) 6 Работа с разными материалами. 1 Разметка деталей по шаблону Вагоностроительный завод. 1 Изделия: «Ходовая часть (тележка)». 7 Вагоностроительный Изделия: «Ходовая (тележка)». 5 1 завод. часть 8 1 Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Электронные цифровые образовательные ресурсы 9 10 11 1 Полезные ископаемые. Изделие:малахитовая шкатулка Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль». Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». 12 1 1 1 Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза». 13 Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». 1 14 Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка». 1 15 Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка». 1 16 Швейная фабрика. Мягкая игрушка. Изделие: «Новогодняя игрушка». 1 17 1 18 Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка-опора для растений». 19 Деревообрабатывающее производство. 1 1 Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Коробочка для пирожного». Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка». 1 22 Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». 1 23 Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». Работа с разными материалами Человек и вода (4 ч) Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды». 1 Порт. Практическая работа«Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница». Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». 1 20 21 24 25 26 27 28 1 1 1 1 Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Проверочная работа. Человек и воздух (3 ч) 29 Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». 1 30 Самолетостроение. Ракетостроение «Ракетаноситель». 1 31 Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей». 1 1 32 33 34 Человек и информация (3 ч) Работа с компьютером. Работа с комьютером Работа с комьютером Всего: 1 1 1 34 часа