Рабочая программа_Литературное чтение_4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МБОУ "Малодорская СОШ "

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1493854)
учебного предмета «Литературное чтение»
для обучающихся 1-4 классов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


4 КЛАСС
О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ
родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и
поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например
произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М.
Пескова и др.). Представление о проявлении любви к родной земле в
литературе разных народов (на примере писателей родного края,
представителей разных народов России). Страницы истории России, великие
люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других
выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение
нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема
Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере
рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок,
подвиг.
Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни,
знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3
произведения по выбору).
Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков
«Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т.
Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1-2 рассказа военноисторической тематики) и другие (по выбору).
Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная
духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов
фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное
значение фольклора для появления художественной литературы. Малые
жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели
фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных,
бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных
ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных
произведений разных народов по тематике, художественным образам и
форме («бродячие» сюжеты).
Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии.
Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи
Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где
жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной
выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола.

Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной
лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М.
Васнецова.
Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора,
народные сказки (2-3 сказки по выбору), сказки народов России (2-3 сказки
по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне
Никитиче (1-2 по выбору).
Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических
произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в
стихотворном
произведении
(сравнение,
эпитет,
олицетворение).
Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и
отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.
Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие.
Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом
жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И.
Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и
прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои
(положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен:
назначение, темы и герои, особенности языка.
Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
«Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и
другие.
Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения
М. Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм.
Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции
стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в
стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва,
Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие.
Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (дветри по выбору). Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П.
П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака и др.). Связь литературной сказки с
фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в
сказке: назначение, особенности.
Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П.
Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков.
Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме
чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения:
лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по
выбору): В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев,
А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт и др.
Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения.
Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства
выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы,
сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как
иллюстрация к лирическому произведению.
Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В
синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко»,
А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух
чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору).
Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений):
рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль.
Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных
жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из
автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности
художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер.
Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.
Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы),
«Русак», «Черепаха» и другие (по выбору).
Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения
человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений
литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений
В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, А. И. Куприна, К. Г.
Паустовского, Ю. И. Коваля и др.
Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин
«Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» и другие (по выбору).
Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх
и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (на примере
произведений не менее трёх авторов): А. П. Чехова, Н. Г. ГаринаМихайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, Б. С. Житкова, В. В.
Крапивина и др. Словесный портрет героя как его характеристика.
Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета,
отношение к ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. ГаринМихайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке
и Миньке» (1-2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми
шишками» и другие.
Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса –
произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса
как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.
Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.
Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух
произведений по выбору): юмористические произведения на примере
рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, М. М. Зощенко, В. В. Голявкина.
Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста
юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в
кино и театре.
Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2
произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
(отдельные главы) и другие.
Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений
зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, Ш. Перро,
братьев Гримм и др. (по выбору). Приключенческая литература:
произведения Дж. Свифта, Марка Твена.
Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»,
«Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы),
Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) и другие (по выбору).
Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной
литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила
читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог).
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как
повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать,
справочные издания. Работа с источниками периодической печати.
Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму
прозаические и стихотворные произведения (без отметочного
оценивания);
 читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения
понимания и запоминания текста;
 анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать
принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль,
находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь
между событиями, эпизодами текста;
 характеризовать героя и давать оценку его поступкам;
 сравнивать
героев одного произведения по предложенным
критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления
героев, их поступков (по контрасту или аналогии);
 составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста,
дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;
 исследовать
текст:
находить
средства
художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора),
описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер),
выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствуют формированию умений:
 использовать
справочную
информацию
для
получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;
 характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление,
аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);
 выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей;
составлять аннотацию.
 Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и
задавать вопросы к учебным и художественным текстам;
 пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;
 рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и
его произведениях;
 оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных
произведений;
 сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного
характера по наблюдениям, на заданную тему.
Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию
умений:
 понимать значение чтения для самообразования и саморазвития;
самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время
досуга;
 определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;
 оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения
передачи настроения, особенностей произведения и героев;
 осуществлять контроль процесса и результата деятельности,
устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять
способность предвидеть их в предстоящей работе.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и
драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);
 соблюдать правила взаимодействия;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.
[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода
«Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский
язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение»,
остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета
«Русский язык».


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное
чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной
деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности
младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения
программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими
школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного
отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным
и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой
родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание естественной связи
прошлого и настоящего в культуре общества;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и
культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и
творчества народов России;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
 освоение
опыта человеческих взаимоотношений, признаки
индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания,
уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности,
социального статуса, вероисповедания;

осознание этических понятий, оценка поведения и поступков
персонажей
художественных
произведений
в
ситуации
нравственного выбора;
 выражение своего
видения мира, индивидуальной позиции
посредством
накопления
и
систематизации
литературных
впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям
Эстетическое воспитание:
 проявление уважительного отношения и интереса к художественной
культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
готовность выражать своё отношение в разных видах
художественной деятельности;
 приобретение
эстетического
опыта
слушания,
чтения
и
эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и
художественной литературы;
 понимание
образного языка художественных произведений,
выразительных средств, создающих художественный образ.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное
отношение
к
природе,
осознание
проблем
взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных
произведениях;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира, понимание важности слова как средства
создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
 овладение смысловым чтением для решения различного уровня
учебных и жизненных задач;
 потребность
в самостоятельной читательской деятельности,
саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного
интереса, активности, инициативности, любознательности и


самостоятельности в познании произведений
художественной литературы, творчества писателей.

фольклора

и

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной
школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия:
базовые логические действия:
 сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,
соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для
сравнения произведений, устанавливать аналогии;
 объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
 определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
 находить закономерности и противоречия при анализе сюжета
(композиции), восстанавливать нарушенную последовательность
событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному
алгоритму;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного
и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста,
характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе
результатов
проведённого
наблюдения
(опыта,
классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет;
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:











формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.


4 КЛАСС
 осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего
развития
личности
человека,
находить
в
произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой
и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в
нравственно-этических
понятиях
в
контексте
изученных
произведений;
 демонстрировать
интерес и положительную мотивацию к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы
и произведений устного народного творчества: формировать
собственный круг чтения;
 читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,
использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
 читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму



















прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов
в минуту (без отметочного оценивания);
читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с
изученной тематикой произведений;
различать художественные произведения и познавательные тексты;
различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать
лирическое произведение от эпического;
понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного
произведения:
отвечать
и
формулировать вопросы (в том числе проблемные) к
познавательным, учебным и художественным текстам;
различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки,
загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни,
скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить
примеры произведений фольклора разных народов России;
соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить
примеры разных жанров литературы России и стран мира;
владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в
тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь
между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев
одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по
аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение
к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев
(портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера,
устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений,
поступков героев;
объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования
слов в прямом и переносном значении, средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);
осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок,
содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция,
сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

















участвовать
в
обсуждении
прослушанного/прочитанного
произведения:
строить
монологическое
и
диалогическое
высказывание с соблюдением норм русского литературного языка
(норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и
письменно
формулировать
простые
выводы
на
основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ
примерами из текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица
героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;
читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;
составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать
сочинения на заданную тему, используя разные типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение),
корректировать
собственный текст с учётом правильности, выразительности
письменной речи;
составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;
сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
(не
менее
10
предложений);
использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие,
приложения, сноски, примечания);
выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о
прочитанной книге;
использовать справочную литературу, электронные образовательные
и информационные ресурсы информационно-коммуникационной
сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Поурочное планирование, 4 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество
часов
Всего

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1

Разнообразие малых жанров фольклора
(назначение, сравнение, классификация)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f67cc

2

Проявление народной культуры в
разнообразных видах фольклора:
словесном, музыкальном, обрядовом
(календарном)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6952

3

Образы русских богатырей: где жил, чем
занимался, какими качествами обладал.
На примере былины «Ильины три
поездочки»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

4

Герой былины - защитник страны. На
примере былины "Ильины три
поездочки"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f783e

5

Резервный урок. Средства
художественной выразительности в
былине: устойчивые выражения,
повторы, гипербола, устаревшие слова

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6e34

6

Отражение народной былинной темы в
творчестве художника В. М.Васнецова

1

7

Резервный урок. Летопись «И повесил
Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6f38
https://m.edsoo.ru/f29f70aa

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5afc

Знакомство с произведением А. С.
Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

8

Путешествие героя как основа
композиции волшебной сказки. На
примере русской народной сказки
"Волшебное кольцо"

1

9

Образ Александра Невского в
произведении С.Т.Романовского
«Ледовое побоище». Страницы истории
России, великие люди и события. На
примере Житие Сергия Радонежского

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f62e0

10

Представление в сказке народного быта
и культуры: сказки о животных,
бытовые, волшебные

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f76cc

11

Характеристика героев волшебной
сказки: чем занимались, какими
качествами обладают. На примере
русской народной сказки "Волшебное
кольцо"

1

12

Сравнение фольклорных произведений
разных народов: тема, герои, сюжет.
Представление в сказке нравственных
ценностей, быта и культуры народов
мира

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace

13

Отражение нравственных ценностей на
примере фольклорных сказок народов
России и мира

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6c04

14

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Фольклор – народная

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7956

мудрость»

15

Резервный урок.Работа с детскими
книгами на тему: «Фольклор (устное
народное творчество)»: собиратели
фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f6ace

16

Составление устного рассказа «Моё
любимое произведение А.С. Пушкина»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

17

Составление выставки «Произведения
А.С. Пушкина». Написание аннотации к
книгам на выставке

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0aa06

18

Оценка настроения и чувств,
вызываемых лирическим произведением
А.С. Пушкина. На примере
стихотворения «Няне»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

19

Картины осени в лирических
произведениях А.С. Пушкина:
сравнения, эпитет, олицетворения

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7a78

20

Восприятие пейзажной лирики А.С.
Пушкина: средства художественной
выразительности в стихотворении
«Зимняя дорога» и других его
произведениях

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7ba4

21

Сравнение стихотворения А. С.
Пушкина с репродукцией картины. На
примере стихотворения "Туча" и
репродукции картины И. И. Левитана
«Вечерний звон»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4

22

Знакомство с литературной сказкой

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»: сюжет
произведения

23

Характеристика положительных и
отрицательных героев, волшебные
помощники в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях»

1

24

Наблюдение за художественными
особенностями текста, языком
авторской сказки А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8478

25

Фольклорная основа литературной
сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7e42

26

Сходство фольклорных и литературных
произведений А.С. Пушкина, В.А.
Жуковского по тематике,
художественным образам («бродячие»
сюжеты)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f86d0

27

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Творчество А.С.
Пушкина»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f890a

28

Составление сообщения о М. Ю.
Лермонтове. Строфа как элемент
композиции стихотворения М.Ю.
Лермонтова «Парус»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9418

29

Работа со стихотворением М.Ю.
Лермонтова «Утёс»: характеристика

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9558

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8284
https://m.edsoo.ru/f29f85c2

средств художественной
выразительности

30

Наблюдение за художественными
особенностями лирических
произведений М.Ю. Лермонтова.
Стихотворения о Кавказе

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9710

31

Патриотическое звучание
стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Москва, Москва! …Люблю тебя как
сын…»: метафора как «свёрнутое»
сравнение

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f983c

32

Творчество Л.Н. Толстого – великого
русского писателя

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa66a

33

Общее представление о повести как
эпическом жанре. Знакомство с
отрывками из повести Л.Н.Толстого
«Детство»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

34

Чтение научно-познавательных
рассказов Л.Н.Толстого. Примеры
текста-рассуждения в рассказе
«Черепаха» и в повести Л.Н. Толстого
"Детство"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

35

Анализ художественных рассказов
Л.Н.Толстого. Особенности
художественного текста-описания на
примере рассказа «Русак»и отрывков из
повести Л. Толстого "Детство".
Составление цитатного плана

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faa20

36

Роль портрета, интерьера в создании

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fab56

образа героя повести «Детство»
37

Басни Л.Н.Толстого: выделение
жанровых особенностей

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fac6e

38

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Жанровое
многообразие творчества Л.Н.
Толстого»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fad7c

39

Резервный урок. Подготовка выставки
книг Л. Толстого. Подготовка
сообщения о книгах Л. Толстого
(сказки, рассказы, были, басни)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2

40

Взаимоотношения со сверстниками –
тема рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd662

41

Образы героев-детей в рассказе А.П.
Чехова «Мальчики»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdb80

42

Соотнесение заглавия и главной мысли
рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

43

Осознание ценности чтения для учёбы и
жизни

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a6f0

44

Поэты о красоте родной природы:
анализ авторских приёмов создания
художественного образа

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9b34

45

Составление устного рассказа по
репродукции картины на основе
изученных произведений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa21e

46

Описание явления природы в
стихотворении В.А. Жуковский
«Загадка»: приёмы создания

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa002

художественного образа

47

Сравнение образа радуги в
стихотворениях В.А. Жуковского
«Загадка» и Ф.И. Тютчева «Как
неожиданно и ярко»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9ee0

48

Восприятие картин природы в
стихотворении А.А. Фета «Весенний
дождь» и других его стихотворений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fa11a

49

Авторские приёмы создания
художественного образа в
стихотворении Е.А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух чист»..»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9c42

50

Резервный урок. Анализ настроения в
стихотворении

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9d82

51

Выразительность поэтической речи
стихотворения И.С. Никитина «В синем
небе плывут над полями…» и другие на
выбор

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29faec6

52

Анализ чувств и настроения,
создаваемых лирическим
произведением. На примере
произведения А.А. Прокофьева "Люблю
берёзу русскую..."

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb682

53

Образное изображение осени в
стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb420

54

Средства создания речевой
выразительности в стихотворения К.Д.
Бальмонта. На примере стихотворения

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb556

"Камыши"
55

Резервный урок. Составление текстарассуждения на тему «Зачем нужна
поэзия современному человеку»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb7e0

56

Темы лирических произведений А.А.
Блока. На примере стихотворения
«Рождество»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

57

Составление устного рассказа по
репродукции картины на основе
изученных лирических произведений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0afd8

58

Резервный урок. Читательский дневник
(правила оформления)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b1c2

59

Характеристика героя литературной
сказки. На примере сказки В. Ф.
Одоевского «Городок в табакерке»

1

60

Народные образы героев сказа
П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

61

Наблюдение за художественными
особенностями, языком сказа
П.П.Бажова «Серебряное копытце»

1

62

Иллюстрации как отражение сюжета
сказов П.П.Бажова

1

63

Литературная сказка П.П.Ершова
«Конёк-Горбунок»: сюжет и построение
(композиция) сказки

1

64

Речевые особенности (сказочные
формулы, повторы, постоянные
эпитеты) сказки П.П.Ершова «Конёк-

1

Горбунок»
65

Литературная сказка С.Т. Аксакова
"Аленький цветочек" (сюжет,
композиция, герои)

1

66

Фольклорная основа литературной
сказки С.Т. Аксакова "Аленький
цветочек". Сочинение по сказке

1

67

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Литературная сказка»

1

68

Расширение круга детского чтения.
Знакомство с авторами юмористических
произведений

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fef08

69

Средства создания комического в
произведениях Н.Н.Носова и других
авторов на выбор

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff336

70

Знакомство с экранизацией
произведений юмористических
произведений. На примере экранизации
"Сказки о потерянном времени" Е. Л.
Шварца (1964 г.)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff44e

71

Резервный урок. Работа с детскими
книгами "Произведения В. Ю.
Драгунского"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe36e

72

Герой юмористических произведений
В.Ю.Драгунского. Средства создания
юмористического содержания

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08300

73

Средства выразительности текста
юмористического содержания:

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe256

гипербола. На примере рассказа В.Ю.
Драгунского «Главные реки»
74

Знакомство с пьесой как жанром
литературы. Как подготовить
произведение к постановке в театре?

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fecba

75

Создание ремарок (их назначение и
содержание) на основе анализа
характера героев произведения. На
примере рассказа В.Ю. Драгунского
"Главные реки"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29feb52

76

Создание реквизита для инсценивроания
произведения. Подготовка
пригласительных билетов и афишы на
примере рассказа В.Ю. Драгунского
"Главные реки"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe9ea

77

Пьеса и сказка: драматическое и
эпическое произведения, их
структурные и жанровые особенности

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe7c4

78

Работа с пьесой-сказкой С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe8dc

79

Характеристика героев юмористических
произведений. На примере рассказа Л.
Д. Каминского "Автопортрет"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fede6

80

Резервный урок. Знакомство с детскими
журналами:«Весёлые картинки»,
«Мурзилка» и другие. Сочинение
весёлой истории

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b906

81

Приёмы раскрытия главной мысли

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29ff214

рассказа. На примере произведения Б. С.
Житкова "Как я ловил человечков"
82

Работа с рассказом К.Г. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fba1a

83

Особенности художественного текстаописания: пейзаж, портрет героя,
интерьер на примере рассказа К.Г.
Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbb28

84

Отличие автора от героя и рассказчика
на примере рассказов М.М. Зощенко «О
Лёньке и Миньке»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd43c

85

Отражение нравственно-этических
понятий в рассказах М.М. Зощенко «О
Лёньке и Миньке». На примере рассказа
"Ёлка"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe6ac

86

Знакомство с отрывками из повести Н.Г.
Гарин-Михайловского «Детство Тёмы»
(отдельные главы): основные события
сюжета

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd216

87

Словесный портрет героя повести Н.Г.
Гарин-Михайловского «Детство Тёмы»
(отдельнеы главы)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd31a

88

Осмысление поступков и поведения
главного героя повести Н.Г. ГаринМихайловского «Детство Тёмы»
(отдельные главы)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd554

89

Темы лирических произведений. На

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

примере стихотворений М.И. Цветаевой
"Наши царства", "Бежит тропинка с
бугорка…"

90

Резервный урок. Выразительность
поэтических картин родной природы. На
примере стихотворения И.А. Бунина
«Детство»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc1b8

91

Любовь к природе и родному краю –
тема произведений поэтов. На примере
стихотворений С.А. Есенина

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

92

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о детях и
для детей»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fe12a

93

Составление устного рассказа «Герой,
который мне больше всего запомнился»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

94

Книга как источник информации. Виды
информации в книге

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c234

95

Человек и животные – тема многих
произведений писателей

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

96

Писатели – авторы произведений о
животных: выставка книг

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

97

Наблюдательность писателей,
выражающаяся в описании жизни
животных. На примере рассказа А.И.
Куприна «Скворцы»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc5f0

98

Раскрытие темы о бережном отношении
человека к природе родного края

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc7bc

99

Особенности художественного описания

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fcd02

родной природы. На примере рассказа
В.П.Астафьева «Весенний остров»
100

Отражение темы «Материнская любовь»
в рассказе В.П. Астафьева «Капалуха» и
стихотворении С.Есенина «Лебёдушка»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fce92

101

Образ автора в рассказе В.П. Астафьев
«Капалуха»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fd0f4

102

М.М. Пришвин - певец русской
природы. Чтение произведения М.М.
Пришвина «Выскочка»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc30c

103

Авторское мастерство создания образов
героев-животных. На примере
произведения Максима Горького
"Воробьишка"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

104

Человек и его отношения с животными.
Обсуждение в классе темы "Что такое
самопожертвование"

1

105

Развитие речи: озаглавливание частей.
На примере произведения В. П.
Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

106

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «Произведения о
животных и родной природе»

1

107

Резервный урок. Работа с детскими
книгами на тему: «Книги о Родине и её
истории»: типы книг (изданий).
Презентация книги, прочитанной
самостоятельно

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0bee2

108

Составление устного рассказа "Моя
любимая книга"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c45a

109

Проявление любви к родной земле в
литературе народов России. На примере
стихотворных и прозаических
произведениях писателей и поэтов XIX
и XX веков

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5282

110

Образ родной земли в стихотворении
С.Д.Дрожжина «Родине»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f539a

111

Раскрытие главной идеи произведения
А.Т. Твардовского «О Родине большой и
малой» (отрывок): чувство любви к
своей стране и малой родине

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f54c6

112

Характеристика народной исторической
песни: темы, образы, герои

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f55de

113

Осознание понятий поступок, подвиг на
примере произведений о Великой
Отечественной войне

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f56ec

114

Наблюдение за художественными
особенностями текста авторской песни.
Знакомство с песнями на тему Великой
Отечественной войны

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5c50

115

Тема героического прошлого России в
произведениях литературы. На примере
"Солдатской песни" Ф. Н. Глинки

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f60a6

116

Составление устного рассказа
«Защитник Отечества» по изученным
произведениям

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f61c8

117

Тематическая проверочная работа по
итогам раздела «О Родине, героические
страницы истории»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5e94

118

Патриотическое звучание произведений
о Родине, о славных и героических
страницах истории России

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5d7c

119

Книги о приключениях и фантастике

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29fded2

120

Зарубежные писатели-сказочники:
раскрытие главной мысли и
особенности композиции

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a087e2

121

Особенности басни как лиро-эпического
жанра. Басни стихотворные и
прозаические

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8eb4

122

Сравнение басен: темы и герои,
особенности языка. На примере басен
Крылов И.А. «Стрекоза и муравей»,
И.И. Хемницера «Стрекоза», Л.Н.
Толстого «Стрекоза и муравьи»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

123

Аллегория и ирония как характеристика
героев басен. На примере басни И.А.
Крылова «Мартышка и очки»

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f91d4

124

Работа с баснями И.А. Крылова.
Инсценирование их сюжета

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300

125

Язык басен И.А. Крылова: пословицы,
поговорки, крылатые выражения

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f9300

126

Особенности сюжета «Путешествия
Гулливера» Джонатана Свифта
(отдельные главы)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08986

127

Характеристика главного героя
«Путешествия Гулливера» Джонатана
Свифта (отдельные главы)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08b2a

128

Особенности построения (композиция)
литературной сказки: составление
плана. Х. К. Андерсен "Русалочка"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a08cb0

129

Средства художественной
выразительности в литературной сказке.
Х. К. Андерсен "Дикие лебеди"

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09372

130

Описание героя в произведении Марк
Твена «Том Сойер» (отдельные главы)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09502

131

Анализ отдельных эпизодов
произведения Марк Твена «Том Сойер»
(отдельные главы): средства создания
комического. Написание отзыва

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a09674

132

Книги зарубежных писателей

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a097d2

133

Работа со словарём: поиск необходимой
информации

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0b348

134

Знакомство с современными изданиями
периодической печати. Золотой фонд
детской литературы. В.Ю. Драгунский,
И.П.Токмакова и другие - авторы
детских журналов

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c7c0

135

Резервный урок. Проверочная работа по
итогам изученного в 4 классе

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec

136

Резервный урок. Рекомендации по
летнему чтению. Правила читателя и
способы выбора книги (тематический,

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa

систематический каталог)
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».